Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Будь гордий з того, що Ти є спадкоємцем боротьби
за славу Володимирового тризуба

Богдан Хмельницький

?

1914 г. Дворцы и церкви Юга

Прославляя «своего благодетеля», графа Румянцева, и императрицу, гр. Завадовский нашел другой, достойный способ увековечить их память, соорудив в Ляличах обширный каменный храм в честь св. Екатерины с приделом во имя св. ап. Петра и Павла. По церковным летописям, храм значится освященным в 1797 году. В ноябре 1800 года гр. Завадовский в письме к гр. Воронцову говорит: «Создал также и церковь каменную, больше чем деревенскую; в ней уготовано и место для моего гроба»… Где находилось в храме это место сведений нет.

Прелестный и изяищный, кдк и все сделанное графом, храм отличается оригинальной архитектурой. В далеко не маленьком храме сделано все, чтобы придать ему грандиозность. Он имеет пять куполов, обширный восьмиколонный, своеобразно решенный портик, усиленный двумя открытыми колоннадами с боков, объединяющими две симметричные колокольни с храмом в одну изысканную, широко раскинувшуюся группу.

Художественный замысел, давший так много места декоративным формам храма в плане и в общих массах, едва ли вызван прихотью или стремлением к оригинальным формам. При широте искусственного насаждения «природы» кругом дворца, среди окрестных почти лишенных значительной растительности холмов, храм, связанный с дворцом аллеей, в сущности, находился в невыгодном положении, рисуясь, главным образом, среди открытой местности прилегающих полей. Подавляющая их обширность, видимо, и заставила дать видную величину торжественной, своеобразной группе храма.

Самый храм по плановой идее прост, представляя квадрат, подготовленный для постановки пяти куполов – в центре и по углам. К. нему с востока примыкает алтарный абсид с палатками, а с запада обширный портик. Боковые колоннады самостоятельны и не имеют с храмом никакой служебной связи.

Внутри храм производит неожиданный и поражающий зффект: из колоссальных восьми окон трибуны купола врывается в сравнительно слабо освещенный нижними окнами храм ослепительный свет, прозрачно до мелочей освещающий изысканно благородную архитектуру. Свет льется по стенам повсюду и достигает алтарной глубины, гд из-за скромной архитектуры иконостаса мощно видвигается новая затея, – величественная сень (киворий) над престодом в виде храма славы. Шестнадцать пышных коринфских каннелированных колонн, составляя четыре портика, несут высокий открытый аттик, перекрытый купольной сферой. Льющийся свет проникает сквозь окна аттика внутрь алтаря к престолу… К сожалению, он не достигает зенита сферы сени, видимо, изображающей вселенную, и не освещает вздымающейся над ней резной фигуры Христа с высоко поднятой хоругвью и пальмой в правой руке, – эмблемой мира. Свет не достигает и свода алтаря, и остальных всех сводов.

Повидимому, стенной живописи не предполагалось давать первенствующого значения: стены и своды выкрашены в белый цвет, и кое-где местами на них видигеется скромная но изящная живопись академической школы. Такова же живопись икон иконостаса, исполненная на холсте. В местной иконе Богоматери предание видит портретное изображение супруги гр. Завадовского, а в окружающих пяти херувимах безвременно скончавшихся её детей.

Снаружи храм сильно запущен. Обвалившаяся штукатурка обнажила кирпичную кладку, бурые пятна которой нарушают покой торжественно-монументальной глади стен и умаляют чистоту форм колонн и архитектурных линий.

Джерело: Горностаев Ф.Ф. Дворцы и церкви Юга. – М.: Образование, 1914 г., с. 76 – 77.