Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Не завагаєшся виконати найнебезпечнішого чину,
якщо цього вимагатиме добро справи

Богдан Хмельницький

?

Церква Преображення

Церква Преображення

Вигляд з південного сходу [Памятники градостроительства и архитектуры УССР. – К.: Будівельник, 1986 г., т. 4, с. 258]

Преображенська церква 1826 р. [Постанова Ради міністрів УРСР “Про доповнення списку пам’яток містобудування і архітектури УРСР, що перебувають під охороною держави” № 442 від 6.09.1979 р.].

Спасо-Преображенська церква 1826 р. [Державний реєстр національного культурного надбання: пам’ятки містобудування і архітектури України (проект). – Пам’ятки України, 1999 р., № 2-3].

Преображенская церковь, 1826 г. Кирпичная, крестовая в плане с ротондальным средокрестием и колокольней над западной ветвью. В 1885 г. четкая планово-пространственная структура сооружения была изменена пристройкой к алтарной части низких ризницы и дьяконника, а также пониженных боковых нефов к западной ветви. Три входа и ось восточного фасада акцентированы одинаковыми двухколонными портиками тосканского ордера, поднимающимися до горизонтальной тяги, разделяющей сооружение на два яруса. Над портиками размещены полуциркульные оконные проемы с крупными замками, фасады ветвей завершены треугольными фронтонами. Двухъярусная колокольня-четверик на четверике с открытым арочным звонным ярусом, увенчанным шпилем на четырехгранном приземистом шатре, является вертикальной осью всей композиции. Ротонда перекрыта полусферическим куполом на световом барабане одного с ней диаметра, выделенном карнизом с модульонами, венчающим здание. В интерьере внутреннее пространство высотно раскрыто благодаря многочисленным ритмично расположенным оконным проемам, обогащающим пластику стен. Барабан в интерьере также отделен карнизом. Пяты высокого купола – в уровне основания барабана, вследствие чего над полуциркульными окнами барабана образованы распалубки, придающие вспарушенную легкость куполу. Ветви перекрыты полуциркульными сводами. На стенах – монументальная живопись XIX в.

Благодаря строгому объемно-пространственному решению, выразительному силуэту, хорошо найденным соотношениям масс и деталей памятник относится к редким произведениям позднего классицизма на Правобережье. [Памятники градостроительства и архитектуры УССР. – К.: Будівельник, 1986 г., т. 4, с. 258]