Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Ненавистю і безоглядною боротьбою прийматимеш
ворогів твоєї нації

Богдан Хмельницький

?

Церква Преображення

Церква Преображення

Вигляд з південного заходу [Памятники градостроительства и архитектуры УССР. – К.: Будівельник, 1986 г., т. 4, с. 327]

Преображенська церква та дзвіниця 1814 р. [Постанова Ради міністрів УРСР “Про доповнення списку пам’яток містобудування і архітектури УРСР, що перебувають під охороною держави” № 442 від 6.09.1979 р.].

Преображенська церква 1814 р. та дзвіниця 1814 р. [Державний реєстр національного культурного надбання: пам’ятки містобудування і архітектури України (проект). – Пам’ятки України, 1999 р., № 2-3].

ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1843 г. И КОЛОКОЛЬНЯ (дата сооружения не установлена). Дошли в первоначальных формах. Сооружение в формах классицизма в его провинциальной трактовке.

Кирпичное, квадратное в плане, с четырехколонными портиками дорического ордера у трех главных входов с юга, запада и севера. По углам основного объема – цилиндрические, башенного типа объемы, в юго-восточном расположена лестница, ведущая на хоры. Сооружение завершено куполом на цилиндрическом барабане. Антаблементы портиков и фронтоны увенчаны карнизами с модульонами. Венчающие карнизы угловых башен – в уровне архитрава портиков. Профилированный карниз разделяет по горизонтали здание на два яруса. Окна и ниши квадратные, полукруглые, полуциркульные и круглые. Модульоны венчающих карнизов и лепной декор междуярусного карниза дополняют декоративное убранство фасадов сооружения. Объемно-пространственное решение интерьера памятника определяется ярко освещенным подкупольным пространством и затемненными боковыми помещениями. Четыре граненых пилона несут трехцентровые подпружные арки. В уровне пят арок (кроме восточной) находятся огражденные балюстрадой перекрытия хоров. Переход от пилонов к барабану отличается мягкой пластичностью форм. На парусах – монументальная живопись.

Колокольня кирпичная, трехъярусная, оштукатуренная, тяготеет к формам барокко. В плане представляет собой восьмигранник, четыре основных грани которого образованы описанным восьмиугольником, а четыре боковых – вписанным. Каждый вышележащий ярус меньше нижнего. Стены первого яруса со сквозными арочными проемами, рустованы. Во втором ярусе, являющимся стилобатом третьего, в четырех гранях – круглые ниши. В третьем, звонном ярусе – четыре арочных полуциркульных проема, в угловых гранях – полуциркульные ниши, над ними – квадратные. Углы этого яруса акцентированы трехчетвертными небольшими колоннами. Завершение колокольни утрачено. [Памятники градостроительства и архитектуры УССР. – К.: Будівельник, 1986 г., т. 4, с. 327].