Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Про справу не говори з тим, з ким можна, а з ким треба

Богдан Хмельницький

?

1973 г. Украинские Карпаты

Из Колодного через Драгово необходимо проехать в село Данилове, где на холме стоит церковь св. Николая, построенная в 1779 г. (илл. 5, 76, 77). Рядом с храмом находится двухъярусная колокол ь-н я, сооруженная в XVIII в. по системе «четверик на четверике».

Храм в Данилове принадлежит к хустской группе памятников, которую некоторые исследователи называют «готической» либо «псевдоготической», что совершенно неверно. В этой группе зданий нет ни своеобразной композиции масс, ни глубинного раскрытия внутреннего пространства, характерных для готической архитектуры. Единственная деталь готики – тонкий шпиль. Но, как известно, определяющими признаками стиля сооружения служат его объемно-пространственная структура и плановая организация, а они здесь типичны для украинского деревянного зодчества, для лемковской школы, которой присуще асимметричное решение композиции объемов. Позаимствованный же из готической архитектуры элемент – высокий шпиль – украинские народные мастера лишь сумели органически соединить с искони традиционными формами.

Мастер даниловской церкви прекрасно учел восприятие здания в реальном окружении и поэтому выбрал для его местоположения крутой высокий холм, который является как бы его пьедесталом. С какой бы стороны села ни подходить к храму, отовсюду он воспринимается в сильном ракурсе.

У него, как и у новоселицкого храма, неглубокое алтарное помещение как бы приплюснуто к нефу. Плотник, возводивший церковь св. Николая, обладал тонким художественным чутьем и острым чувством ритма, пропорций и динамики. Чтобы усилить общее ощущение легкости, он нижнюю часть храма делает тяжелой, массивной, нерасчлененной. Почти закрытый ганок, где есть только дверной проем и по сторонам его шесть небольших арочек с коротенькими и очень толстыми столбиками, также способствует впечатлению грузности. Но уже аркаду над бабинцем мастер делает легче, а столбики тоньше. Этим зрительно облегчались верхние части сооружения.

Башня над бабинцем соразмерна массам храма. Из всех известных деревянных башен даниловская наиболее изящная, стройная и высокая – ее высота равна 35 м. Это не такие уж громадные размеры, но благодаря тонко найденному масштабу она воспринимается необычайно высокой. Кроме того, ее пропорции найдены удивительно тонко и точно, и поэтому общий силуэт храма поразительно динамичен. Глядя на него, кажется, что в своем неудержимом движении ввысь он вот сейчас преодолеет земное притяжение и стремительно взлетит в небо.

Своим топором даниловский плотник действует легко и уверенно, как скульптор резцом. Ажурная порезка обшивки подсябитья башни, арочки в венчании, изящные башенки на углах у основания великолепной иглы шпиля – верх совершенства и исполнены настоящим артистом своего дела, талантливым народным художником.

Всю творческую энергию зодчий вложил в архитектуру экстерьера. Поэтому интерьер церкви он делает скромным и непритязательным; его спартанскую простоту оживляет только своеобразный вырез арки в стене, разделяющей неф и бабинец. [Логвин Г.Н. Украинские Карпаты. – М.: Искусство, 1973 г., с. 133 – 136].