Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Не завагаєшся виконати найнебезпечнішого чину,
якщо цього вимагатиме добро справи

Богдан Хмельницький

?

1914 г. Дворцы и церкви Юга

VI. Дворец в Баклани

Близкое отвошение к Почепскому имению гр. К. Г. Разумовского имеет дом в Баклани [местечко Баклань Мглинского уезда, в двадцати пяти верстах от Почепа], принадлежавший к Почепской графской экономии.

Фон Гун, посетивший и это место, описывает его в таких выражениях:

«Здесь искусством сделано весьма еще не много, но все произведено натурою. Надобно выехать на целый ряд высоких гор, коих вершины украшены лесом, а спереди на горе же видно превеличественное здание, подобное рыцарскому из времен протекших столетий. Оно построено не прежде, как лет пять тому назад в подражание италианским сельским около Рима домам, и весьма много сходствует с великолепным бдиз Москвы Дурасовским домом. Думать надобно, что при строении сего дома главною целью было то, чтоб из каждой его комнаты можно было видеть натуру в разных её изменениях. Истинно, рассматривающий взор наблюдателя не знает, на котором предмете ему остановиться. Повсюду видна чрез вычайно обильная многообразность и в обширном пространстве природы; и если б сюда привест хоть самого Клавдия Лорреня, или какого-нибудь Вернета, то и тот не вдруг бы решился, какой из предметов почесть самым лучшим. Самой дом имеет положение свое на краю одной высокими деревьями обросшей горы, и из второго его этажа сделан выход на арках, по коему можно из комнат выходить в отверстую природу, и именно прямо на высокую гору, обделанную так, что представдят собою натуральный аглинской сад».

Дворец много потерпел в течение своего долгого существования. Особенно его архитектуру искажают уродливые тамбуры, облепившие его со всех сторон. Палладиевские приемы устройства полукруглых окон во фронтонах портиков и прочие детали сближают архитектуру дворца с Почепским дворцом. И здесь есть барочные детали в виде оконных люкарн над угловыми выступами дворца. «Натуральный аглинской сад» запущен и все красоты его исчезли, превратясь в беспорядочную растительность.

Указываемое фон Гуном, сходство Бакланьского дворца с Дурасовским домом основано, видимо, на близости центрального планового приема, но с значительной разницей в трактовке помещений. Открытыя, круглые по плану колоннады Дурасовского дома отсутствуют в Бакланьском дворце, на их месте устроены залы, декорированные снаружи портиками из тесно примыкающих к стенам четырех колонн, увенчаных фронтоном. Центральный купол Бакланьского дворца имеет восьмигранную форму и, в противоположность Дурасовскому, трибуна его открыта со всех сторон.

Дом Н. А. Дурасова, находящийся в московской дачной местности «Люблино», существует доныне в том виде, какой дал ему Н. А. Дурасов – чудак помещик, долго мечтавший об ордене св. Анны и, наконец, получивший его. Он, на радостях, велел архитектору построить дом в виде ордена св. Анны с фигурой этой святой на куполе. Плановой прием Дурасовского дома, действительно, напоминает фигуру этого ордена. Дом, несмотря на курьезность замысла, получился прекрасный, что было признано и современниками. Он до сих пор является одним из самых интереснейших подмосковных памятников конца 18 века. Дом построен около 1800 года архитектором И. Еготовым, талантливым учеником М. Ф. Казакова.

Фон Гун, видевший Дурасовскую «диковинку» во всем её блеске и знавший историю её возникновения, очевидно, еще под свежим впечатлением, сравнивает Дурасовский дом с Бакланьским дворцом, находя «много сходной» общую конфигурацию планового расположения. Сходство это надо признать совершенно случайным и, несмотря на одновременность обоих сооружений, о влиянии архитектуры одного здание на другое, конечно, не может быть и речи.

Джерело: Горностаев Ф.Ф. Дворцы и церкви Юга. – М.: Образование, 1914 г., с. 57 – 58.