Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Про справу не говори з тим, з ким можна, а з ким треба

Богдан Хмельницький

?

1988 г. По восточному Подолью

Д. В. Малаков

Рассказ о путешествии по интересным местам в междуречье Мурафы и ее притока Мурашки начнем с предисловия, являющегося одновременно и историей села Кацмазов, лежащего в верховьях реки Мурашки, тихо и незаметно струящейся здесь среди камышей в неширокой долине.

Основание села прослеживается в документе шестисотлетней давности, из уважения к возрасту и стилю письма приводим его полностью:

«Милостию Божею, мы, Великий князь Витовд, ведомо чиним каждому доброму, кто коли на сей лист поздрит, аже есмо допустили садити село, Княжую Луку, на сыром кореню (по свежесрубленному лесу. – Д.М.) у Подольской земли, у Каменецком повете межи речками Морашками, до берега Морашки Сенковской з лесом, што зовут Стриов Рог и Куликовыми лески, аже пото-ля, где упадает Морашка Сенковская у Морахву Великую. Василеву Корачевскому, слуэе нашему, а дано эсмо ему зо всими леей и з дубравами, и з полями и сеножатями, и з лугами и зо всими пожытки ему и детям его, и всем его потомкам на веки вечные; то есмо учинили с паны радами нашими за его верный послуги, и на лептую ведомость печать нашу казали есмо привесить, писан лист у Полотску лета от Рождества Христова тисячного трисотного осмьдесятого третего месяца мая пятого дня».

Впрочем, достоверных сведений о выполнении этого привилея нет. Возможно, поселение в междуречье и было основано, но могло погибнуть во время очередного набега крымчаков. Местность же еще более ста лет считалась, по имени владельца, Карачевом. Грамота 1497 года великого князя Александра Казимировича подтвердила права владения уже брацлавского шляхтича Миколы Фомича селом Карчмаревым. Название это, как полагают, появилось отчасти по созвучию с прежним, отчасти же и возможно во славу некоего корчмаря.

Местная легенда хранит память о страшном нападении татар в конце XVI века, когда село сожгли, часть населения перебили, а молодежь и детей вывезли на невольничьи рынки Кафы, Стамбула, Скутари. Спаслась только семья Дидовиков. Эти Дидовики покинули сожженное село и перебрались в густую дубраву, к источнику Чистая Криница.

В документе 1601 года зафиксировано название «Кочмазовский лес», так что современное колхозное село Кацмазов вправе гордиться своей почтенной историей и древностью самого названия.

Джерело: Малаков Д.В. По восточному Подолью. – М.: Искусство, 1988 г., с. 83 – 84.