Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Пімсти смерть великих лицарів

Богдан Хмельницький

?

2010 г. Киевское ноу-хау: дом над домом

Ирина Карманова

Дата: 24.12.2010

То, что строится сегодня на площади Славы, напротив гостиницы «Салют», поражает воображение: старый красивый четырехэтажный дом [Мазепи, 16] взят по фасадам в обойму из металлических колонн, на которые сверху опираются конструкции трехэтажного нового здания.

Конечно, можно понять инвестора, которому захотелось построить на площади дом, а свободного места не оказалось. Но все прочие – архитекторы градосовета, чиновники КГГА, эксперты, которые согласовали проект, чиновники Госархстройинспекции, которые дали разрешение на строительство этого невероятного дома-гибрида, разве они не понимали, что делают?!

Эта стройка (если она будет завершена) станет символом коррупционного архитектурного и чиновничьего беспредела нашего времени. К ней точно будут водить туристов. Плохо, если идею начнут тиражировать – и над каждым старым домом начнут строить новые. Центр столицы может превратиться в некий двухслойный пирог: внизу – исторические дома начала ХХ в., наверху – новые дома начала ХXI в. Это станет открытием в градостроительстве.

Виктор Судоргин: бабло порождает зло

У автора проекта дома над домом на площади Славы киевского архитектора Виктора Судоргина, члена градостроительного совета КГГА, руководителя проектной организации «Экспресспроект», 45 лет стажа работы по специальности. Свои взгляды на киевские градостроительные проблемы он изложил в одном из интервью: «Виктор Судоргин: нужно научиться бороться с алчностью и повышать уровень культуры».

Среди высказываний этого архитектора: балом правят денежные потоки и чиновники; «бабло побеждает зло», вот только в нашем случае (в Киеве), наверное, не «побеждает», а «порождает». Архитектор считает, что «посредством безумной смеси прошлого, настоящего и будущего создаются города-коллажи, впадающие в коллапс (Мехико в коме, Токио и Пекин задыхаются, Киев – деградирует)».

Причины деградации Киева в том, что в историческом центре города уничтожаются памятники архитектуры, «а замену их «стекляшками» нельзя назвать реставрацией или реконструкцией. Появился никому не понятный кич и так называемый стиль «историзма», который своей искусственностью губит настоящую историческую среду».

Вспомнил архитектор и Аристотеля, сказавшего «что города создают для комфорта, счастья и безопасности», однако о комфорте в Киеве нельзя говорить, так как «он не реконструируется, а «пломбируется» высотками, без конца уплотняется, существующие парки, бульвары и скверы на грани исчезновения, некоторых уже нет – у завода «Большевик», у станции метро «Театральная»; пытаются уничтожить зоопарк, сквер Сикорского».

Причины таких изменений Виктор Судоргин видит в том, что «многие мастера потеряли лицо в погоне за прибылью. Они уже не в состоянии создавать ансамбли или хотя бы отдельные градостроительные акценты. Уплотняя Киев, они уничтожают даже то лучшее, что было создано ими в советское время».

В заключение Виктор Михайлович призвал коллег опомниться, не идти на поводу у бизнеса, обуздать свое эго и создавать архитектурный мир, гармонирующий с природой. Он надеется, что обращение к духовности поможет коллегам разобраться в собственных слабостях.

Со всеми размышлениями архитектора хочется согласиться, его вполне можно было бы причислить к защитникам Древнего Киева, если бы слова не расходились с делами.

Николай Пархоменко, зампредседателя Украинского общества охраны памятников истории и культуры (УООПИК):

Этот проект не приносили на согласование в УООПИК – мы бы его не пропустили. Но уверен, что все согласования от служб КГГА, а может быть, и от Госслужбы по охране национального культурного наследия получены, иначе стройка бы не состоялась, хотя явно нарушено законодательство об охране культурного наследия.

Так как стройка расположена недалеко от нашего офиса, мы ее видели, но вначале не понимали, что происходит – думали, что укрепляют конструкции старого здания. Но когда был поставлен башенный кран и металлические колонны, варварским методом прикрепленные к стенам старого дома, поднялись на всю высоту, стал понятен замысел архитектора – возвести над старым домом еще один – трех-четырехэтажный. С таким неординарным решением в использовании воздушного пространства города я сталкиваюсь впервые. Думаю, что это киевское ноу-хау. Нигде я ничего подобного не встречал.

Сейчас, когда образ этого «произведения» становится ясен, можно сказать, что он будет доминировать и диссонировать на площади Славы как чужеродный элемент, привлекая внимание своим объемом, конфигурацией и фасадными элементами, в общем, уникальным чудовищным видом. С учетом строящегося на этой площади другого жилого монстра (ул. Грушевского, 11а) красивая и парадная площадь будет окончательно изуродована, что, безусловно, скажется и на восприятии парка Славы с его памятниками воинам-освободителям и жертвам голодомора.

Парк Славы – важное присутственное место в Киеве, которое посещают первые лица государства правительственные делегации и туристы. И места парковок приходятся как раз недалеко от новостроек. Это место привлекает огромное количество людей в День Победы. Кроме того, оно предваряет въезд на территорию буферной зоны нашей святыни – Киево-Печерской лавры.

Есть подозрение, что простоит «домнаддом» недолго. Специалисты говорят, что металлические колонны, на которые опирается верхний дом, практически не имеют фундамента, нет между колоннами и горизонтальных связей, так что все равно вся нагрузка от верхнего дома придется на стены и фундаменты нижнего, и они ее не выдержат. Но тогда могут пострадать жители обеих домов – нижнего и верхнего.

Мне известно, что жители нижнего дома долго сопротивлялись, но остановить стройку им не удалось. Теперь они стали заложниками этого чудовища. УООПИК планирует провести экспертную оценку этого объекта строительства и направить ее в КГГА, Минрегионстрой и Минкультуры и туризма, чтобы «опыт» не получил распространения. К сожалению, уже создан прецедент и есть последователи – на ул. Грушевского, ниже Музея изобразительного искусства, почти на Европейской площади таким же образом над старым пятиэтажным красивым домом начала ХХ в. строится трехэтажный.

Я не против деликатных надстроек над старыми зданиями – не памятниками архитектуры (памятники надстраивать нельзя). Например, рядом с монстром, о котором здесь говорится (на площади Славы), есть угловое здание, удачно надстроенное мансардой – оно гармонично вписалось в квартал. Достаточно и других положительных примеров.

Но то, что происходит сейчас на площади Славы – не из их числа.

Джерело: “2000. Уикенд”