Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Будь гордий з того, що Ти є спадкоємцем боротьби за славу Володимирового тризуба

Богдан Хмельницький

?

Загальний вигляд

Розмір зображення: 608:800 піксел

Две нашивные бляшки: богиня с зеркалом и скиф, пьющий из рога

350-325 годы до н. э.

Золото. Высота 3,5 см, вес 4,3 г.

Приднепровье, курган Чертомлык.

Раскопки И.Е. Забелина 1863 года.

Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург). Инв № ГЭ Дн 1863 1/379.

Именно эта разновидность бляшек-аппликаций, нашивавшихся на одежду, оказалась одной из наиболее распространенных в репертуаре скифских декоративных украшений, она встречается во многих «царских» курганах второй половины IV века до н. э. Совершенно очевидно, что значение этих бляшек объясняется особым сюжетом, на них представленным. Существует несколько различных трактовок его содержания: как души царя, вкушающей перед богиней напиток бессмертия, как вручение власти скифскому царю, как приобщение юноши-миста к божеству, как воплощение ритуального бракосочетания царя со скифской богиней Табити, «царицей скифов». Этот мистический акт приобщения к божеству через вступление в брак должен был служить гарантией стабильности и благополучия общества, чем и объясняется популярность этого сюжета.

Литература:

Алексеев А. Ю., Мурзин В. Ю., Ролле Р. Чертомлык (Скифский царский курган IV в. до н. э.). Киев, 1991. С. 114-116. Кат. 212: 30;

Rolle, R., Alekseev, A.Yu., Murzin, V.Yu., Konigskurgan Chertomfyk. Ein skythischer Grabhugel des 4. vorchristlichen Jahrhunderts., Bd. 1-3, Hamburger Forschungen zurArchaologie, Bd. 1 (1997), Mainz, 1998, Kat. 212:30;

Piotrovsky, В., Galanina, L, Grach, N.. Scythian Art. The Legacy of the Scythian World: mid-7th to 3rd century В. С., Leningrad, 1986, N 257.

Джерело: Золотые олени Евразии. – Санкт-Петербург: 2001 г., № 178.