Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Не завагаєшся виконати найнебезпечнішого чину,
якщо цього вимагатиме добро справи

Богдан Хмельницький

?

2007 г. Храм как хлам. Из-за бюрократов мы теряем Херсонес

Станислав Бондаренко

Дата: 14.06.2007

Когда мы вошли на территорию Херсонеса Таврического, вдова блестящего поэта Бориса Чичибабина Лилия Семеновна сказала: «Ощущение, будто сейчас мы оказались в древней Элладе». Действительно, сотни тысяч сколько-нибудь просвещенных людей, прибывающих сюда, всякий раз испытывают внутренний трепет, как только им на фоне древних колоннад открываются раскопанные улицы и кварталы античного мегаполиса, мастерские художников и ремесленников, гробницы, храмы, базилики, театр, монетный двор, торговые ряды, винокурни, гончарные печи, бани, рыбозасолочные цистерны…

Пускай не каждый наш современник знает, что с судьбой этих кварталов связаны – подумать только! – имена скифского царя Скилура, понтийского властителя Митридата, римского императора Юлия Цезаря, киевского князя Владимира Крестителя. Но у каждого возникает вопрос: как же умудрились простые люди более двух тысяч лед назад создать такой мегаполис, в котором жили до 17 тысяч человек?

После греческого периода город пережил древнеримский, далее – раннехристианский, от него остался недавно раскопанный подземный каменный храм-колодец. Здесь молились люди еще за несколько веков до того, как заявился киевский князь Владимир и крестился именно здесь, в выбитой в скале купели под куполом, куда по трубам поступала вода.

Во всяком случае, этот уголок рядом с апартаментами епископа Херсонского и двориком с портиками и фонтаном считается наиболее вероятным и логичным местом крещения князя Руси (не исключено, что ради примера для соотечественников он принял христианство в Киеве еще раз).

Кстати, в ознаменование тех событий возвышается в Херсонесе действующий ныне собор святого Владимира. Его созданию способствовали в XIX веке поочередно аж три российских царя, затем был период советской разрухи, а потом по инициативе президента Леонида Кучмы храм достойно восстановили, сохранив внутри него фрагменты древних стен.

В северной части Херсонеса, на берегу моря расположены руины той самой базилики, которая изображена на отечественной денежной купюре. По времени открытия она носит название «Базилика 1935 года». По существу этот комплекс содержит напластования трех разновременных памятников. Вначале здесь находился небольшой античный храм, который после утверждения в городе христианства был разрушен и заброшен, потом на этом месте возникла иудейская синагога, а в V веке на пустыре возвели христианскую базилику, действовавшую до Х века.

Если пройти от этого храма по древней улице в направлении зарослей диких фисташек, можно обнаружить еще один замечательный памятник – ту самую «Базилику в базилике», колонны которой пострадали от современных варваров. Что было на этом месте в древние времена, неизвестно, а в византийскую эпоху здесь построили типичную базилику с мозаичным полом. В основе раствора мозаик археологи обнаружили монеты, указывающие, что храм возвели в VI столетии.

В Х веке строение было разрушено, возможно, в результате землетрясения, и на его месте построили новый храм, значительно меньшего размера, целиком поместившийся в центральном нефе прежней. Так возникла трогательная «Базилика в базилике». Второй храм в XIV веке тоже погиб, на этот раз в огне пожара, оставив нам живописные руины. Согласитесь, где еще найдешь подобное?

В нынешнем мае пьяные вандалы разрушили здесь колонны. Падая, некоторые из них раскололись и разбили древние мозаичные полы. Подобное происходит в Херсонесе, увы, ежегодно. Уж больно много ныне сопливых соплеменников, которые желают доказать, что могут расшатать и «положить на лопатки» безмолвную (для них) древнюю колонну. Наряд милиции из трех человек физически вряд ли сумеет контролировать все 42 гектара раскопанного на сегодня Херсонеса.

Кстати, археологи кропотливо трудятся здесь вот уже 180 лет! Хотя, по словам гендиректора заповедника Леонида Марченко, некоторые уникальные памятники, обнаруженные в последние годы, приходится… закапывать снова – нет средств для надлежащей охраны и консервации…

Как рассказал Леонид Васильевич, львиная доля бюджетного финансирования – чуть больше 5 млн. гривен в год – идет на зарплату сотрудникам и коммунальные платежи. На охрану городища Херсонес остается совсем немного, по сути, на полноценную круглосуточную вооруженную охрану территории денег нет. А ведь в некоторых странах охрана археологических памятников организована на уровне спецвойск.

Пожалуй, не в дефиците здесь только ученые-историки. «Могу с гордостью сказать, что сейчас мы вышли на тот профессиональный уровень, когда к нам приезжают учиться специалисты из других стран, например, реставраторы, – отметил директор.-Проблема в том, что правительство не утвердило концепцию развития национального заповедника «Херсонес Таврический» на 2006-2015 годы, а также проект программы его развития на ближайшие десять лет.

Эти документы находятся в Кабмине уже год. В соответствии с этой концепцией на обеспечение сохранности памятников, проведение научных изысканий и благоустройство территории заповедника предполагается выделить из госбюджета 250 миллионов гривен, то есть по 25-27 миллионов ежегодно. Наши предложения поддержали Севастопольская городская администрация, Национальная академия наук Украины, Министерство культуры, Министерство образования и науки, Министерство архитектуры и строительства, Министерство юстиции, Минфин и другие инстанции.

Принятие решения тормозит Министерство экономики. Дважды нам приходили оттуда письма о необходимости доработать программу, но, в конце концов, пришло сообщение, что Минэкономики считает ее принятие нецелесообразным».

В крайней опасности, по убеждению гендиректора Марченко, красивейшая базилика – своего рода один из символов Украины. Во время штормов морские волны уже достигают мраморных колонн. Еще несколько лет – и они разрушатся. Море наступает, за последние десятки лет два древних жилых квартала и несколько базилик уже ушли под воду. А всего около 60 процентов территории древнего города оказалось в воде.

Как защитить Херсонес? Поставить обычные бетонные волнорезы, которые будут возвышаться на берегу и портить удивительной красоты вид на базилику и городище, нельзя. Нужно остановить наступление волн, используя опыт других стран, где археологические памятники тоже стоят у моря. Одна из солидных киевских фирм, уже не раз помогавшая заповеднику, по мнению гендиректора, работает над оптимальным решением вопроса. Но как решить проблему средств?

Без программы – вне ЮНЕСКО

Еще несколько лет назад известный американский ученый, директор Института классической археологии Техасского университета Джозеф Картер, написавший книгу о Херсонесе, первым заговорил о том, что заповедник должен быть включен в перечень важнейших мировых памятников ЮНЕСКО. Это помогло бы ему выстоять. Но пока что Херсонес официально не причислен к трем другим украинским объектам, уже находящимся под ее эгидой.

О причинах «тормозов» рассказал «Ведомостям» тот же Леонид Марченко: «Такого рода объекты должны соответствовать ряду требований ЮНЕСКО. Самое главное из них – представлять собой признанную общечеловеческую культурную ценность, чему Херсонес, несомненно, соответствует. Но есть и другие условия, в том числе – отношение центральных и региональных властей к памятнику, номинируемому в список. В нашем случае это как раз утвержденная правительством концепция развития и программа с выделенным под нее финансированием. А что мы сейчас можем представить? Не будет программы – не будет ЮНЕСКО.

Сейчас из украинских памятников в списке значатся Лавра, София и архитектурный центр Львова. Для такой большой страны, как Украина, этого очень мало». От себя я бы добавил: ощущение такое, что помимо нехватки денег у нас налицо и дефицит государственного внимания к памятникам старины. Ведь если судьба подарила нам музей всех эпох под открытым небом, то неужели отдавать его морю или вандалам? Между прочим, в следующем году здесь готовятся отмечать юбилей – 2600 городу Херсонесу!

Джерело: “Киевские ведомости”