Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Будь гордий з того, що Ти є спадкоємцем боротьби
за славу Володимирового тризуба

Богдан Хмельницький

?

Курганы в окрестностях Севастополя

К зачаткам древней архитектуры в окрестностях Севастополя можно отнести курганы, насыпанные над погребениями энеолитического времени и эпохи бронзы. Их много разбросано по водоразделу рек Бельбека и Качи, несколько меньше на Северной стороне Севастополя, на Мекензиевых горах, в Байдарской долине. Некоторые курганы: Азиз-Оба, Сары-Оба, Палван-Оба, Мамай-Оба, высотой в несколько, а диаметром в десятки метров, – великаны: они отмечаются на картах. Курганы же Байдарской долины или курганы Терек-Иол на Мекензиевых горах настолько малы, что и наметанный глаз профессионального археолога не сразу заметит.

Курганы разные, но и усыпальницы под ними отнюдь не типовые, говоря современным языком. Это разнообразных форм ямы; “ящики”, сложенные из каменных плит и перекрытые ими же; “катакомбы” – земляные склепы; бревенчатые срубы и т. д. Обычай насыпать курганы над погребениями широко распространен у многих племен и народов и очень живуч.

К глубокой древности восходят также менгиры – поставленные на торец каменные плиты и кромлехи – кольцеобразные каменные ограды. Менгиры и кромлехи сооружались обычно в святилищах и на могильниках, обозначая места поклонения.

В 1979-1981 гг. одним из отрядов Севастопольской археологической экспедиции Херсонесского историко-археологического заповедника на левом берегу реки Черной, между поселками Штурмовое и Хмельницкое, частично раскопан могильник эпохи бронзы с полем кромлехов (первая половина II тысячелетия до н. э.). Пологий склон холма занимал древний поселок, подножие холма – кладбище. Здесь, у говорливой речки, свершался погребальный ритуал. Оплакав умершего, сородичи завертывали его в шкуры или циновки, окрашенные охрой, клали в земляной склеп головой к югу. Погребальные камеры рыли в земле обычно в форме эллипса, завершал склеп купол свода. Вход в камеру замуровывали вязкой глиной и закрывали плитой. (На одной из таких закладных плит взгляд древнего художника привлекла, видимо, необычность излома. Несколько точных движений резца превратили случайную игру природы в изображение дельфина.) Входной колодец, узкий и глубокий, засыпали землей и строили над склепом-катакомбой кольцевидную оградку диаметром 3-5 м из поставленных на ребро обломков известняка, песчаника. В дело шли и куски диорита от разбившихся зернотерок, и обгоревшие камни очагов, и камни разрушившихся кромлехов. Внутри кромлехов на древней поверхности раскопки обнажили пятна кострищ, пепел растений, обожженные кости птиц и зверей – следы жертвоприношений и тризны.