Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Ні просьби, ні грозьби, ні тортури, ані смерть
не приневолять тебе виявити тайни

Богдан Хмельницький

?

30 лет во главе обители

Более 10-ти тысяч дней и ночей провел в Свято-Георгиевской флотской обители митрополит Агафангел (Типальдо). Это был самый знаменитый настоятель Балаклавского монастыря в его довоенный период.

Родился Агафангел в 1773 году в Греции в дворянской семье. Учился в академии на самом солнечном из Ионических островов Кефалония, где, кроме богословия обучался греческому и итальянскому языкам, логике, риторике, метафизике, физике и математике. В 19 лет был пострижен Кефалонским митрополитом Иоанникием в монашество. В 1804 году возведен в сан архимандрита. Спустя четыре года, в 35-летнем возрасте был рукоположен в епископа и поставлен митрополитом в Сирию.

В 1822 году в Венеции произошла встреча митрополита Агафангела с российским императором Александром I, кардинально изменившая судьбу греческого владыки. Он произвел на государя такое благоприятное впечатление, что последний тут же проявил к нему благосклонность и наградил наперсным бриллиантовым крестом.

В феврале 1824 года умер настоятель Балаклавского Георгиевского монастыря митрополит Хрисанф Новопатрский и Александр I решил поручить обитель митрополиту Агафангелу, несмотря на то, что тот не знал русского языка. 18 мая 1824 года прибывшему в Санкт-Петербург митрополиту обер-прокурор Святейшего синода князь Голицын объявил монаршую волю. Император Александр Павлович, встретившись с владыкой, еще раз показал свое расположение к нему – назначил единовременное пособие в 5000 рублей и ежегодное жалование в размере 2000 рублей. Заглядывая вперед, добавим, что в 1826 и 1835 годах было добавлено к пенсии еще по 1000 рублей. А в 1847 году митрополит был “перемещен на открывшуюся пенсионерскую вакансию по ордену Св . Анны 1 ст. с окладом 350 рублей серебром в год”. К тому моменту содержание митрополита Агафангела составляло 4350 рублей серебром в год. Следует отметить, что за счет этих денег он содержал квартиру в Севастополе, выезд, переводчика и прислугу. Думается, что многое шло и на возрождение Георгиевского монастыря. В 1825 году Высокопреосвященнейший Агафангел приехал в Севастополь и принял в управление обитель. В этот же год, уже во второй раз (первый был в 1818 году), Георгиевский монастырь посетил император Александр I.

В последние годы Александр Благословенный тяготился бременем управления государством, искал утешения и успокоения в религии. 20 октября 1825 года он прибыл в Крым. Со своей свитой Александр Павлович посетил Симферополь, Ялту, Ливадию, Алупку, Евпаторию, Бахчисарай, Севастополь и Балаклаву. Из Балаклавы император, одетый в легкий мундир, верхом поехал в Георгиевский монастырь. Дул холодный пронизывающий ветер. После беседы с настоятелем, митрополитом Агафангелом Типальдо, Александр I продолжил путешествие…

5-го ноября уже тяжело больной император прибыл в Таганрог, а через две недели его не стало. Неожиданная смерть Александра I, которому не исполнилось и 48 лет, и некоторые его странности в последние годы жизни, породили много слухов. До сих пор обсуждают вопрос о таинственном старце Феодоре Кузьмиче, под именем которого, возможно, Александр I скрывался в Сибири, пребывая в посте, молитве и бдении. Проскальзывали намеки, что и в Георгиевский монастырь к хорошо знакомому митрополиту Агафангелу император заезжал совсем неслучайно…

Заставляет задуматься и тот факт, что спустя всего полгода о митрополите снова вспомнили в столице. В июле 1826 года ему прибавили к жалованию 1000 рублей серебром и вручили подарок из кабинета его императорского величества Николая 1 – архиерейское облачение.

В августе 1832 года командующим Черноморским флотом был назначен адмирал Михаил Петрович Лазарев (1788-1851), с которым у владыки Агафангела сложились добрые взаимоотношения. Судьба старейшего крымского монастыря была небезразлична адмиралу. Побывав там однажды, он пленился неповторимой красотой местности, покоем и тишиной обители. Михаил Петрович любил здесь молиться и отдыхать, и для него построили небольшой скромный дом на спуске к морю. Остатки стен этого дома можно увидеть и сегодня, взглянув на монастырь с западной стороны, либо проходя мимо них на берег моря.

Лазарев регулярно предлагал адмиралам и офицерам Черноморского флота делать пожертвования на нужды монастыря.

В январе 1848 года митрополит Агафангел просит адмирала Лазарева ходатайствовать об уравнении жалованья флотских иеромонахов и священников, служивших в армии, так как иеромонахам отпускается от казны на питание 15 копеек серебром в день, а армейским священникам Севастополя в два раза больше. Михаил Петрович сделал все возможное, даже ходатайствовал об этом перед начальником Главного Морского Штаба князем Меншиковым, но вопрос так и остался неразрешенным.

Митрополит Агафангел (Типальдо) занимал видное место в российской церковной иерархии и пользовался уважением за свои благочестие и организаторские способности. Зная это, к нему нередко направляли нерадивых священников для их перевоспитания, а также доверяли рукополагать во священство. В 1849 году архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов) уезжает на год в Санкт-Петербург для заседания в Святейшем Синоде. Вместо себя с согласия Синода он оставляет владыку Агафангела, Ему предписывают прибыть в Одессу для исполнения обязанностей правящего архипастыря и иметь пребывание в Архиерейском доме, “пользуясь там архиерейскою прислугой” на время отъезда архиепископа Иннокентия.

До Херсонско-Таврической кафедры балаклавский владыка добрался не сразу. Снова понадобилась помощь давнего приятеля-адмирала. В январе 1849 года митрополит Агафангел отправился в Одессу на фрегате “Флора”. Сильные морозы покрыли одесскую бухту льдом, что не позволило кораблю войти в порт. Десять дней владыка Агафангел вместе с командой сражался с холодом и голодом, в ожидании изменения погоды. С одной стороны лед мешал войти в гавань, с другой – был слишком слабым, чтобы по нему можно было переправиться пешком. 31 января, сильно больной, владыка возвратился в Севастополь, где еще долго лечился. Узнав об этом, адмирал Лазарев распорядился предоставить ему для поездки в Одессу пароходо-фрегат “Бессарабия”, на котором митрополит Агафангел отправился 23 февраля.

Из Одессы владыка вернулся в Севастополь в мае 1850 года. В этом же году, благодаря его многолетним стараниям, определением Святейшего Синода Балаклавский Георгиевский монастырь был возведен в степень 1 -го класса.

Благодаря стараниям адмирала Лазарева в том же 1850 году Морское ведомство отвело Георгиевской обители 200 квадратных саженей земли на улице Большой Морской для устройства подворья и храма (в 1892-м году монастырь отказался от этого участка в пользу городского духовенства, и в 1905-м году там построили Покровский собор).

Много сделал митрополит Агафангел за 30 лет своего управления для возрождения монастыря и воспитания священников, окормлявших моряков Черноморского флота в мирных походах и боях. В 1837 и 1842 годах построили два двухэтажных жилых корпуса для братии. Наружный вид корпусов украсили изящные балконы. В 1838 году на месте старой трапезной по проекту известного и талантливого зодчего И.Ф. Колодина была построена новая. С 1847 по 1849 годы для богомольцев на скале были построены два дома с 20-ю номерами.

Неподалеку от моря устроили конюшенный двор, а на углу монастыря – двухэтажный гостиный дом. Рядом с домом в 1852 году вырыли колодец глубиной 10 саженей (21 метр).

Плоды многих благодеяний митрополита Агафангела видны и сегодня. Это огромные гранитные контрфорсы для укрепления монастырских склонов, чугунные ограды, остатки флигелей и гостиниц, и, конечно же, главное достижение трудов митрополита – храм Воздвижения Честного Креста Господня.

В 1837 году при посещении монастыря император Николай I дал разрешение на сбор средств для строительства нового храма. Проект выполнил инженер-поручик В. А. Рулев – автор проекта севастопольского Петропавловского собора. Благодаря содействию таких влиятельных лиц, как новороссийский генерал-губернатор князь Воронцов, митрополит Московский Филарет и главный командир Черноморского флота и портов Лазарев удалось собрать “всем миром” необходимую сумму. Неоценимый вклад в дело построения храма внес и настоятель обители, митрополит Агафангел, который с целью поклонения святым местам и сбора пожертвований посетил в период с 19 мая по 11 сентября 1846 года Воронеж, Киев, Москву и Санкт- Петербург . Крестовоздвиженский храм был освящен в 1850 году. Пред верующими он предстал в форме трехнефной базилики с тремя арками у главного входа и маленьким куполом над алтарем. Резной деревянный иконостас храма украсили иконы художника Федора Брюллова, брата знаменитого Карла Брюллова. Под храмом находилась усыпальница, где погребены княжна Оболенская и граф Василий Перовский.

Усердием настоятеля в 1851 году построили новую гостиницу для паломников, а для офицеров Черноморского флота – уютные флигеля.

Сохранилась большая переписка митрополита Агафангела со многими известными и малоизвестными гражданами Российской империи. Люди хотели получить пастырское благословение, утешение в горе, делились своими заботами. Интересна частная переписка митрополита с архиепископом Гавриилом (Розановым), управлявшим Таврической епархией до 1848 года и увлекавшимся исследованием святых мест Крыма. Не забыл встречи с митрополитом и бывший министр духовных дел и народного просвещения князь Александр Николаевич Голицын, после отставки перебравшийся в Гаспру. В ноябре 1842 года он послал приглашение митрополиту Агафангелу посетить его в имении, напоминая, что был переводчиком между ним и императором Александром I в Венеции.

Заслуги митрополита были отмечены орденами Св. Анны I степени и Св. Владимира II степени, а в 1845 году ему пожаловали алмазный крест для ношения на клобуке. Не забыла его и Греция. В 1844 году греческий король наградил его орденом Спасителя II степени Командорского Креста.

Накануне обороны Севастополя в марте 1854 года 81 -летний митрополит Агафангел передал монастырь архимандриту Терентию (Артюховскому) и удалился на покой в Иерусалим. К сожалению, не удалось установить, когда и где умер митрополит Агафангел, но известно, что в июне 1856 года он был еще жив.