Логотип сайту «Прадідівська слава»
Версія для друку
Стрічка новин (RSS)
Лист на сайт Ні просьби, ні грозьби, ні тортури, ані смерть не приневолять тебе виявити тайни.

Церква св.Миколи (верхня)

1982 г. Украина и Молдавия

Середнее Водяное. Закарпатская обл., Тячевский р-н.

Николаевская церковь, верхняя (1428), в плане трехчастная, с квадратным нефом (6,86 х 6,86 м), граненым пятистенным алтарем (4,12 х 3,1 м), с неглубоким прямоугольным бабинцем (6,86 х 4,85 м) одной ширины с нефом. Высота рубленых сводов в алтаре 3,45 м, в нефе – 5,3 м; высота бабинца до плоского потолка 3,3 м. Над бабинцем возвышается башня (3,2 х 3,2 м, высота 22 м), увенчанная шатровым верхом с подсябитьем под ним. В бабинце устроены узенькие готические окошки, а в алтаре и нефе – небольшие квадратные. Поднимающиеся уступами объемы от низенького алтаря к высокой башне придают композиции масс храма большую динамичность и монументальность. В его суровых формах, и особенно монументальной башни с высоким шатром кровли, как в оборонных замковых башнях, видны аскетические черты романской архитектуры.

Интерьер церкви также, скорее, похож на светский зал, от которого он отличается лишь великолепным резным позолоченным иконостасом (1761) и росписями (XVII в.). В нефе расположены композиции на сюжеты “Страстей”, в бабинце – “Страшный суд” (сохранились фрагменты), избранные святые, “Богоматерь Знамение” на своде и портрет ктитора церкви – священника Никоря (XVII в.). Особенно впечатляет монументальный образ “Богоматери Знамение”. Она написана с полным знанием законов монументально-декоративного искусства. На светло-синем фоне четко выделяется ее силуэт в темно-красном мафории и синем хитоне. Вся фигура и особенно лик ее написаны широко и свободно, скупыми средствами и свидетельствуют о том, что мастер, исполнивший эту композицию, как и другие в храме, связан прочными узами с традициями народного декоративного искусства. Все эпизоды “Страстей” написаны на фоне архитектуры, в них раскрыт глубокий драматизм происходящих событий. Особенно мастерски, в монументально-декоративной манере исполнены росписи бабинца; в изображенных здесь образах воплощены высокие гуманистические идеалы. Храм является уникальным памятником закарпатской школы плотничьего мастерства и вместе с живописью принадлежит к наиболее совершенным созданиям в украинском искусстве.

Джерело: Логвин Г.Н. Украина и Молдавия. – М.: Искусство, 1982 г.

Вкладені елементи

Портрет ктитора церкви - священика Никоря. Стінопис 17 ст.
Портрет ктитора церкви - священика Никоря. Стінопис 17 ст.

Сподобалась сторінка? Допоможіть розвитку нашого сайту!

© 1975 – 2018 М.Жарких (ідея, технічна підтримка, частина наповнення)

Передрук статей із сайту заохочується за дотримання
умов використання

Сайт живе на

Число завантажень : 88

Модифіковано : 27.02.2012

Якщо ви помітили помилку набору
на цiй сторiнцi, видiлiть її мишкою
та натисніть Ctrl+Enter.