Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Здобудеш Українську державу
або згинеш у боротьбі за неї!

Богдан Хмельницький

?

2010 г. Петровский Полтавский кадетский корпус

unaia_ledi

Дата: 18.10.2010

Петровский Полтавский кадетский корпус был создан по инициативе губернатора князя Н. Г. Репнина и располагается на Круглой площади, куда очень органично вписался. Стиль – поздний классицизм. Строительство велось под руководством архитектора М. И. Бронч-Бруевича. Корпус был открыт в 1840 году. 27 июня 1844 года корпусу было пожаловано знамя.

Изначально корпус был построен из красного кирпича, чем символизировал кровь погибших под Полтавой русских воинов. Первым директором был генерал-майор Викентий Францевич Святловский, а первый выпуск из 34 кадетов состоялся в 1845 году. В 1854-56 гг., первые кадеты, окончившие корпус, принимали участие в Крымской войне и защите Севастополя.

Среди дисциплин, которым обучались кадеты, было искусство фотографии, изготовление чучел, уход за лошадьми, езда на велосипеде, танцы, пение и рисование. Но помимо этого были и специализированные предметы – фехтование, плавание, гимнастика, строевая подготовка и другие военные предметы. Кадетов обучали одни из лучших преподавателей того времени: рисование вели выпускники Петербургской академии художеств Василий Волков и Иван Зайцев, танцы – артист императорских театров Василий Тарасов, историю – Иван Францевич Павловский, который создал музей Полтавской битвы.

Среди выпускников – герой обороны Порт-Артура С. Рашевский, композитор Н. Казанли, художник Н. Ярошенко, пионер воздухоплавания В. Ельяшев, будущий митрополит Шанхайский М. Максимович. Традицией корпуса было приобретение кадетами после зачисления на 1 класс икон, которые спустя 7 лет после обучения передавались первоклассникам с преемственным наставлением.

Частым гостем был великий князь Константин Константинович, который управлял Главным управлением военно-учебных заведений. Покровителем корпуса являлся князь Игорь Константинович Романов, который был в числе пострадавших от алапаевских учеников и канонизированный Русской Зарубежной Православной Церковью, вместе с другими представителями русской империи.

В 1919 году корпус был эвакуирован в Сербию, где на его базе была создана русская школа. В 1920 году в здании корпуса была размещена пехотная школа, где учился Н. Ф. Ватутин, впоследствии генерал армии, освободитель Киева в 1943 году. Затем здесь действовало артиллерийской училище, а после войны – Полтавское зенитно-ракетное командное училище. Стены здания были перекрашены в белый цвет, исчезли поминальные доски.

После провозглашения независимости здание корпуса совершенно потеряло свое предназначение и использовалось в качестве АЗС, магазина средств мобильной связи, автостоянки… А то, что мы имеем сейчас (октябрь 2010), за фасадом здания, просто поражает. Ни о какой реконструкции и возврате памятника архитектуры нет и речи.

Некие попытки реставрации когда-то и предпринимались, судя по небольшой площади с новым кирпичом. Но желания, средства, амбиции или что-то еще отступили на второй план. Жаль… Жаль, что зажравшиеся «новые русские/украинцы» не готовы ценить места, где они выросли и живут. Коммерческая жилка, которую ищут все работодатели в своих сотрудниках, приводит зачастую к таким последствиям. Да, наверное, слишком категорично. Обобщенно. И, наверное, еще много эпитетов тут можно написать.

Но ведь не все в нашем мире можно измерить деньгами. А может я повзрослела и помудрела, но для меня стало важно уважать место, где я родилась, выросла, живу. Уважать старшее поколение. Уважать их ценности и принимать их. Уважать традиции. Уважать историю, в конце концов. Ведь без нее никогда бы не было того, что сейчас есть у нас, более младших поколений. Но почему-то собственные набитые карманы стали приоритетом. Хотя ведь для счастья и не надо заоблачных денег (это не я сама придумала, это мне сейчас вспомнился мой разговор с братиком и его женой).

Я считаю, что нужно уважать историю, культуру, ценности. Ведь без нее нет и будущего. Того будущего, которое бы отличало нас от всего среднестатистического. Наверное, поэтому я протестую против многого такого усредненного. Потому что серость – это потеря. Потеря себя и окружения, в которое входят близкие. А еще дом и страна, как в прямом, так и в переносном смысле.

Жаль, очень жаль. Что жизни тут уже нет. Остается уповать на то, что когда-нибудь, мы все-таки сможем увидеть жизнь тут. Но может не мы, а наши дети или внуки. Они будут путешествовать, осознавать и писать свои впечатления об этом памятнике культуры. Будут восторженно рассуждать, спорить и делиться знаниями. Наверное, это моя мечта. И это важно…

ПС. Не место корысти, там, где слышен крик о помощи.