Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Пімсти смерть великих лицарів

Богдан Хмельницький

?

1973 г. Украинские Карпаты

Другой памятник XVIII в., расположенный в Негровце, – церковь архангела Михаила – относится к лучшим образцам так называемых башенных храмов (илл. 67). Поставленная на высоком холме невдалеке Теребли, она хорошо проектируется на синем фоне горы Негровец, тонко увязана с окружающей природой и будто вырастает из холма. Церковь архангела Михаила повторяет композицию новоселицкой с той только разницей, что здесь башня над бабинцем отодвинута глубже, занимая только его восточную часть. Нижний массив храма (основной сруб до начала кровли) расчленен по горизонтали опасаньем, которое сливается с невысокой кровлей алтарного помещения Неф и бабинец венчает нерасчлененная высокая кровля, а над бабинцем, как обычно, возвышается мощная башня, увенчанная высоким шпилем хорошо найденных пропорций. Мужественный образ сооружения, его массы скомпонованы виртуозным плотником.

В интерьере церкви архангела Михаила привлекает внимание не только первоклассный иконостас XVIII в., но и целый ряд икон XVI-XVII вв., развешенных в бабинце и нефе. Художник, писавший иконы для иконостаса, прекрасно знал законы оптического восприятия живописи и поэтому хорошо рассчитал масштаб своих композиций, точно продумал их колористический строй. Персонажи расположенного выше других апостольского ряда он изображает в ярких синих, красных, зеленых, охристых и белых одеждах. Крупные плоскости одного цвета он размещает по определенному ритму и в известной последовательности. Иконы праздничного чина он пишет в нежных тонах. Колорит их свежий и веселый. Крупноголовые, приземистые фигуры этого яруса великолепно исполнены в лаконичной фресковой манере Одежды персонажей выдержаны в красной, серо-синей, зеленовато-серой и охристо-коричневой гамме.

Наместная икона «Архангел Михаил», расположенная справа от диаконских врат иконостаса, так же как и изображения апостолов и архангелов на вратах в диаконник и ризницу, принадлежат к лучшим созданиям художника. Великолепно написан панцирь Михаила: используя всего лишь сажу и охру, он добивается чудесного серо-зеленоватого тона, с которым хорошо гармонирует оранжево-красный плащ святого воина.

Икону «Богоматерь Одигитрия» XVII в., которая висит на северной стене нефа, писал народный мастер невысокой профессиональной выучки, но большого художественного темперамента Одной рукой Мария поддерживает ребенка, в другой руке держит веточку стилизованных цветов, типа лесных колокольчиков У нее крупные, простонародные черты лица.

Интересна огромных размеров икона «Страшный суд» (XVIII в.). Иконография ее обычна: вверху, в центре, помещен вседержитель, ниже богоматерь и Иоанн Предтеча, еще ниже – прародители Адам и Ева; слева и справа апостолы и святые. Особенный интерес здесь представляет изображение ада и народов, идущих на последний суд: тут и «жиды», и «немцы», и «турце», и у всех у них ярко выражен национальный типаж, и одеты они в характерные национальные костюмы. Ангелы дуют не в трубы, но в трембиты. «Муки загробные», «червь неусыпный», «тьма кромешная», «скрежет зубовный» и «огонь вечный» представляются в виде кадок, куда помещены головы, будто картошка в лукошке. Такое юмористическое представление о вечных муках могло вызвать разве что улыбку.

В церкви архангела Михаила хранится сейчас рукописное Евангелие XVII в., исполненное талантливыми писцом и художником. Особенно прекрасны инициалы текста, а также плетеночные геометрические и стилизованные растительные орнаменты, расположенные на его титульных листах (илл. 66). Орнаменты написаны в ярких красных, синих и зеленых тонах.

Интересно отметить, что в стиле орнаментальных украшений негровецкого Евангелия, росписей мысников, шкафчиков, сундуков и других предметов быта XVII-XIX вв., а также росписей хат XIX-XX вв. имеется большое сходство. О влиянии высокой живописной культуры оформления книги на другие виды искусства, и в частности на росписи церквей, свидетельствует и живопись на потолке храма в Четово. Их стиль родствен стилю украшений негровецкого Евангелия, а отдельные орнаментальные композиции имеют даже буквальное сходство, например с одной из заставок к известному Евангелию от Иоанна.

Перед отъездом из Негровца следует перейти на правый берег Теребли и полюбоваться видом села и его окрестностей. С высокого ближайшего холма, расположенного против храма архангела Михаила, взору открывается село, раскинувшееся вдоль реки: внизу бежит, сверкая на солнце, река, за нею – село с храмом в центре, а за ним – пологий холм, переходящий в величественные формы горы Негровец. Только отсюда можно почувствовать широту окружающего пейзажа и увидеть, как гордо поднимается башня храма, вонзившая в небо свой острый шпиль. [Логвин Г.Н. Украинские Карпаты. – М.: Искусство, 1973 г., с. 110 – 116].