Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Не дозволиш нікому плямити слави, ні честі твоєї нації

Богдан Хмельницький

?

2008 г. Cпасенные сокровища

Наталия Кононова, собкор «Ведомостей» (из Луганска)

Дата: 21.02.2008

Из самых дальних хранилищ музея подняты особо ценные (как в денежном, так и историческом смысле) экспонаты, связанные с именем одного из легендарных «долгожителей» Кремля – Климентия Ворошилова.

Уроженец Луганщины, простой рабочий Луганского тепловозостроительного завода, продемонстрировал выдающийся пример карьерного взлета. В течение семи лет – с 1953 по 1960 год – он занимал самый высокий в Советском Союзе пост – Председателя Верховного Совета СССР.

Заморские подарки. «Если Сталин практически не выезжал из страны, то Ворошилов активно перемещался, ездил с международными визитами и побывал в 30 странах мира, – рассказывает главный хранитель фондов музея Елена Ерошкина. – Это были не только западноевропейские страны, но и Турция, Бирма, Индия, Китай, Вьетнам, Индонезия. Некоторые подарки со временем оказались в Луганске. Это очень дорогие, редкие, иногда единственные в своем роде экспонаты».

Среди них, например, серебряные, золотые, позолоченные вещи – сувениры, письменные приборы, шкатулки, уникальное оружие, подаренные тогдашнему главе правительства Советского Союза. Вот, к примеру, сувенирное блюдо из Поднебесной, изготовленное по уникальной китайской технологии «золотой лак». Сначала китайский мастер изготавливал специальную смесь из глины и крови только что забитой свиньи. Потом подмешивались натуральные шелковые нити, конский волос и позолота.

Причем материал должен состоять из нескольких слоев. Мастер приступал к лепке изделия, наносил на него тончайший рисунок, по которому потом вырезал рельефы. Или, например, туркменский халат ручной вышивки золотыми и серебряными нитками. Его подарил Ворошилову в 1954 году председатель колхоза, некий Х. Турсункулов. Сразу понимаешь – председатель колхоза в Туркменистане – это тебе не колхозник дядя Ваня!

Но главными и особо значимыми экспонатами музей обязан московским родственникам Ворошилова. Их в 1980 годы разыскали новые сотрудники, молодые выпускники истфака местного вуза. «Мы были молодыми и пылкими, и хотели создать лучший музей в мире», – говорит Елена Ерошкина.

Благодаря сыну и невестке бывшего Председателя Верховного Совета СССР, а также неразберихе перестроечного времени, в музее появились уникальные фотографии, всего около 10 тысяч штук. Вот, например, фотография 1930 года, где Сталин и Ворошилов в ложе театра накануне самоубийства жены Сталина. Или Ворошилов с женой и сыном на море в 1929-м, «Последний вздох», где Ворошилов в последние часы жизни на больничной койке в 1969 году.

А вот фотография 1961-го, где рядом с Ворошиловым его сын Петр и приемная дочь Татьяна Фрунзе. А вот маленькие Татьяна и Тимур Фрунзе, которых после смерти отца усыновила семья Ворошиловых. Есть уникальные фотографии Ворошилова со Сталиным, с Жуковым, Семеном Буденным, Калининым. Нередко – в моменты отдыха.

Ворошилов и Маузер

В Луганском музее также хранится коллекция из 12 тысяч 370 книг из личной библиотеки Ворошилова. «За Климентием Ефремовичем закрепился обидный штамп человека недалекого, полуграмотного, такого себе военного долдона, – сожалеет Елена Ерошкина. – Думаю, это не соответствует действительности, по крайней мере, когда я держу в руках сотни книг разнообразной тематики, сплошь покрытые его пометками. Ворошилов был незаурядным и интересным человеком».

Главная хранительница экспонатов показывает нам фотографию, где Ворошилов стоит, прижавшись к своему любимому коню Маузеру. «Мы специально сделали этот снимок крупным планом и поместили в центр экспозиции, – поясняет Ерошкина. – Сколько тепла и эмоций на этом снимке. Фотограф поймал то мгновение, когда человек абсолютно открыт и беззащитен, когда видна его человеческая сущность. Не все помнят, что семья Ворошилова после смерти Фрунзе усыновила его детей – Таню и Тимура. Мы постарались достать из хранилищ самое ценное, чтобы дать побольше информации и заставить людей думать, размышлять, самим делать выводы».

Московский марафон

Елена Ерошкина с коллегами привезла библиотеку Ворошилова в 1986 году. «Тогда у нас практически ничего не было, – рассказывает она. – И вот как-то приезжает к нам из Москвы завотделом пропаганды ЦК КПСС Морозов Сергей Александрович. Мы ему провели экскурсию, а потом попросили выяснить, куда попала личная библиотека Ворошилова. Он обещал помочь».

Через некоторое время Морозов позвонил и сообщил, что библиотека в Кремле. Книги находились в отдельной комнате, никому до них особого дела не было – не обнаружилось завещания на библиотеку. «Мы вышли на парторга, коменданта Кремля, – рассказывает Ерошкина. – И получилось, что «подняли шум»: другие музеи тут же тоже заинтересовались ею. Мы опередили Московскую библиотеку им. Ленина ровно на один день. Перед этим месяц складывали, делали инвентаризацию, потом погрузили в специально пригнанный из Луганска 15-тонный трейлер под спецохраной луганского УВД».

В библиотеке очень много уникальных книг. Некоторые имеют дарственные автографы Уинстона Черчилля, королевы Елизаветы Бельгийской, президентов Насера, Сукарно, маршала Тухачевского, председателя ЦК КПК Мао Цзедуна, других видных политических деятелей. В коллекции оказалось немало книг по философии. Труды Овидия, Лукреция, Канта, Гегеля. Часто ли у нас люди читают классиков философской мысли? А тут пометки, сделанные рукой Ворошилова.

Щедрые подарки наследников

Чтобы расширять коллекцию, решили выйти на детей Ворошилова. 70-летний Петр Климентьевич Ворошилов, генерал-лейтенант в отставке (ему принадлежит заслуга разработки некоторых узлов танка Т-34), и его жена Надежда Ивановна жили в Москве. «Первая поездка к ним оказалась не очень успешной, – вспоминает Елена Ерошкина. – Наверное, нам просто не поверили, что в Луганске может быть «серьезный» музей.

На нас посмотрели с недоверием, и в конце концов вручили какие-то две газеты. Но 4 февраля 1981 года, после настоятельных приглашений, они приехали к нам в Луганск (музей праздновал 100-летие со дня рождения Ворошилова). И «лед растаял» окончательно: они увидели камерный, с любовью обустроенный музей и людей, которые с большим энтузиазмом занимались увековечиванием памяти их отца. И согласились отдать его вещи.

Нам отдали письменный стол Ворошилова, буфет, выкупленный в свое время в Кремле, семейный чайный сервиз, очень много ценных сувениров, подаренных Ворошилову во время его визитов за рубеж, парадный мундир, китель, рубашки, сапоги, валенки. Как-то из Кремля привезли вещи Ворошилова. Среди них оказался 40-килограммовый Будда, подаренный Джавахарлалом Неру. Его без колебаний отдали нам.

Мы тут же написали расписку, погрузили экспонат на клеенку и по снегу тащили от такси до Павелецкого вокзала. Через несколько лет зашел к нам в музей какой-то монах, увидел скульптуру – и на колени! Фанаты восточной культуры теперь заявляют, что этот Будда излучает лечебную оранжево-красную ауру.

А как-то Петр Климентьевич захотел посмотреть на время, достает из кармана часы и говорит: вот, дескать, все поломались, одни отцовские остались. Самые прочные, сносу им нет. Эти часы отцу подарил первый президент Турции Ататюрк. «Почему же они не в музее? – спрашиваю я. Тогда он молча отстегнул часы и отдал нам. Вот такие доверительные у нас были отношения…»

Джерело: “Киевские ведомости”