Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Ненавистю і безоглядною боротьбою прийматимеш
ворогів твоєї нації

Богдан Хмельницький

?

1985 г. Памятники градостроительства и архитектуры

ОНУФРИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, конец XV – начало XVI вв., И КЕЛЬИ, начало XX в. Первое документально-историческое известие о монастыре, которому принадлежала церковь, относится к 1407 г. В 1549 г. монастырь сгорел. В середине XVII в. он в запустении. В 1675 – 1705 гг. церковь достраивается, расширяется и получает черты украинского барокко. В 1707 г. крыша и главы сгорели, но вскоре восстановлены. В 1767 г. пожар уничтожил деревянную застройку монастыря. В 1860 г. проведена реставрация церкви, значительно изменившая вид сооружения: боковые главы были сняты, сооружение покрыто трехскатными крышами и оштукатурено. Во время реставрации 1910 – 1914 гг. были разобраны некоторые старые своды и сделаны новые, повышенные. Стрельчатая арка, отделявшая апсиду от нефа, была заменена полуциркульной. В это же время сделаны новый фриз и карниз, переделаны боковые порталы в неороманском стиле, пристроен тамбур с запада, Сложена из камня и кирпича, крестовая в плане с несколько вытянутой западной ветвью и развитым трансептом, с трехконховой апсидой с востока. По типу близка к молдаво-валашским памятникам этого времени. С запада к нефу примыкают квадратный в плане притвор и прямоугольный тамбур. Неф перекрыт куполом на восьмерике, опирающемся на двухъярусные подпружные арки и паруса. Алтарная часть перекрыта тремя конхами и куполом, боковые ветви – куполами, притвор и тамбур имеют плоские перекрытия. Декор фасадов (порталы, аркатурный фриз и профильные карнизы стен и барабана) – результат неудачной перестройки 1910-1914 гг. В интерьере на трех стенах притвора сохранились фрески конца XV – начала XVI вв., которые были случайно обнаружены в 1910 г. под ремесленной живописью 1872 г. Памятник по композиционному решению и общей структуре принадлежит к типу пятикамерных украинских сооружений, стиль которых сложился к середине XVII в. Большую художественную ценность имеют фрески. Кельи примыкают к памятнику с востока. Здание кирпичное, прямоугольное в плане, с угловыми ризалитами на западном и восточном фасадах, двухэтажное на высоком цоколе, покрыто двускатной крышей. Планировка коридорная с двусторонним расположением помещений, перекрытия плоские. [Памятники градостроительства и архитектуры УССР. – К.: Будівельник, 1985 г., т. 3, с. 209 – 210].