Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Пам’ятай про великі дні наших Визвольних змагань

Богдан Хмельницький

?

2009 г. Крещатик, которого больше нет

Дата: 19.09.2009

19 сентября – очередная годовщина начала фашистской оккупации Киева. В течение первой недели оккупации были взорваны многие старинные дома на Крещатике. Взрывы на Крещатике и прилегающих улицах начались 24 сентября и продолжались несколько дней. Взрывы сопровождались опустошительными пожарами (как полагают, оттого что на чердаках многих домов хранились приготовленные для уличных боев бутылки с зажигательной смесью).

Гитлеровцам, уже привычно занявшим очередную столицу, пришлось самим взрывать и обрушивать некоторые строения, чтобы пожар не распространился дальше. В результате большая часть главной магистрали города превратилась в дымящиеся развалины.

В исторической литературе советского времени принято было обвинять в разрушении Крещатика оккупантов. Только в период «хрущевской оттепели» органы госбезопасности впервые проговорились о причастности к этой акции советского подполья. Была даже сделана попытка героизировать теракты сентября 1941 года. Действительно, в результате взрывов погибло немало немцев.

Но, без сомнения, жертвами оказались и многочисленные мирные жители, не говоря уже о красивых зданиях. Кроме того, пожар центра Киева использовали как повод для уничтожения евреев в Бабьем Яру: именно накануне массовых расстрелов зондеркоманда, действовавшая тут, сообщая в Берлин о взрывах, отметила: «Доказано, что ведущая роль в этом принадлежит евреям».

После войны была грандиозная реконструкция центра Киева, в результате вырос новый Крещатик, который считают символом Киева уже многие поколения горожан. Но в истории города сохранилась память об утраченной улице.

Из книги Анатолия Кузнецова «Бабий Яр»:

Взрыв и пожар Крещатика должны, по-моему, войти в историю войны как одна из трагических и героических страниц. Нужно понимать, что значил Крещатик для Киева. При соответствующем масштабе это все равно, как если бы взорвался и сгорел центр Москвы на Садовом кольце, Невский проспект в Ленинграде со всем, что его окружает, или, скажем, сердце Парижа в пределах Больших бульваров. Это была первая в истории строго подготовленная акция такого порядка. Именно после Крещатика возникло у немцев это правило: обследовать каждый занятый дом и писать: «Мин нет».

Ни одна столица Европы не встретила гитлеровские войска так, как Киев. Киев не мог больше обороняться, он был оставлен и, казалось, распластался под врагом. Но он сжег себя сам у врагов на глазах и унес многих из них в могилу. Они вошли, как привыкли входить в западноевропейские столицы, готовясь пировать, но вместо этого так получили по морде, что сама земля загорелась у них под ногами.

1. Европейская площадь

Сейчас ориентиром начала Крещатика с его нечетной стороны стало здание гостиницы «Днепр», введенное в строй в 1964 году (архитектор Наталья Чмутина). Перед войной здесь тоже стоял массивный корпус, обращенный фасадом к площади, он располагался значительно ближе к проезжей части, был известен как «Дом обороны» (общественно-культурный центр оборонной темы) и отличался монументальной суровостью.

Правда, таким это здание стало после реконструкции, проведенной в 1930-е годы при участии архитектора Павла Алешина. Раньше оно было «одето» в наряд так называемого русского стиля, напоминая исполинский терем (строили его в 1890-е годы для концертного зала по заказу известного хормейстера Дмитрия Агренева-Славянского, но в конечном счете использовали для коммерческих клубов).

2. Майдан – место бывшей думы

Одним из символов старого Крещатика считалось здание Городской думы, выстроенное в 1870-х годах архитектором Александром Шиле. Его завершал шпиль, увенчанный скульптурным изображением покровителя Киева – архистратига Михаила. В советское время скульптуру заменили пятиконечной звездой, а в бывшем думском здании работали обком и горком КП(б)У. Стены этого строения уцелели, однако уже не вписывались в новый Крещатик, так что теперь от бывшей Гордумы осталось лишь незастроенное пространство на Майдане (там, где сейчас купола торгового центра).

3. Утраченный квартал

Противоположная сторона Майдана, где сейчас стоит колонна Независимости, до войны была плотно застроена. Посередине квартала находилось заметное здание, возведенное еще в 1870-е годы для Дворянского клуба (архитектор, Виктор Сычугов). Рассказывали, что его владелец – богач Авраам Бродский – мечтал в дальнейшем приспособить дом под синагогу. Одно время тут помещался театр антрепренера Крамского, а в первом этаже находилось популярное кафе Семадени.

Но в 1930-е годы архитектор Николай Шехонин перестроил здание под республиканский радиоцентр. Здесь и в соседнем доме на углу Институтской были радиовещательные службы, действовал так называемый «Радиотеатр»; здесь же в зачаточном состоянии, в режиме опытов, работал телецентр. Эти строения сильно пострадали от пожара и после войны уступили место новой центральной площади столицы.

4. Тут был почтамт

Сегодняшний почтамт, как всем известно, выходит на Майдан. А почтамт довоенный находился в том же квартале, но дальше по Крещатику. В доме № 26 почтовая контора обосновалась еще 160 лет назад – в 1849-м. И оставалась в старинном помещении вплоть до начала ХХ века. Но затем в его тылу соорудили новую телефонную станцию, а прямо по фронту Крещатика запланировали большой корпус почтамта.

Этот почтамт возвели незадолго до войны по проекту Василия Осьмака и Сергея Германовича. После взрыва в 1941-м от бывшей телефонной станции позади него уцелели стены, и их использовали для возведения нового корпуса Укртелерадио. Он спрятан позади помещений министерств на месте прежнего почтамта, дугой примыкающих к почтамту нынешнему.

Лики, обожженные войной

Некоторые дома Крещатика стоят по сей день практически в прежнем виде. Среди них и здание № 32 (архитектор Федор Лидваль, 1911-1913). Нынешнее помещение Главкиевархитектуры, оно было построено в стиле модернизированного ренессанса для местного отделения Русского для внешней торговли банка. Уцелели статуи над его карнизом, символизирующие Торговлю и Мореплавание. Но рельефы-маски над оконными проемами на фасаде дома заметно оплавлены. Такими они стали в 1941-м, когда из окон вырывались языки пламени…

5. Угол Прорезной. Известно, что первый взрыв в сентябрьские дни 1941 года прогремел в помещении бывшего магазина «Детский мир», в доме, который нацисты использовали как комендатуру. Это – на углу Прорезной. Здание выстроил в 1902-1903 годах знаменитый Владислав Городецкий как доходный дом одного из страховых обществ.

После взрыва осталась только груда кирпичей. Потом на его месте вырос корпус Министерства культуры (архитектор – Вадим Созанский; теперь здесь офисы разных учреждений, связанных с медийной сферой).

6. Лучший кинотеатр

Там, где возвышается ныне Киеврада, в конце позапрошлого столетия находилась известная в городе гостиница «Бель-вю», которую построил зодчий Владимир Николаев. Около ста лет назад в специальной пристройке к этой гостинице предприниматель Антон Шанцер оборудовал самый роскошный и самый знаменитый из старых киевских кинотеатров.

Его заведение так и называлось «Кино-Театр» – то есть, владелец впервые оформил зал для показа синема как театральный зал. Красотой и удобствами для зрителей заведение славилось чуть ли не на всю империю. В довоенные годы кинотеатр был известен как «1-е Госкино», а потом «Комсомолец Украины».

7. Первый универмаг

Известное всем помещение ЦУМа, выстроенное еще до войны, пережило пожар Крещатика. Но не все знают, что еще до его возведения на центральной улице столицы Украины уже действовал универмаг. Находился он на углу Крещатика и Лютеранской (тогдашней Энгельса), где до революции размещался крупный магазин торговца Людмера. В 30-е годы его перестроили, но когда оказалось, что такой универмаг тесноват для столицы, началось возведение ЦУМа.

Теперь начало Лютеранской выглядит совсем иначе, чем до войны: чтобы попасть с Крещатика на эту улицу, нужно нырнуть в арку жилого дома.

Михаил Кальницкий

Джерело: “Газета по-киевски”