Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Не дозволиш нікому плямити слави, ні честі твоєї нації

Богдан Хмельницький

?

2011 г. За снос дома на Сагайдачного никто не ответит. И никому не стыдно

Елена Маковец

Дата: 13.01.2011

“Газета по-киевски” называет имена тех, кто приложил руку к уничтожению старинного особняка “под елочку”, в ночь с 29 на 30 декабря. Ни архитекторы, ни органы охраны культурного наследия не видят в сносе особняка никакого криминала, судя по официальным ответам, которые мы получили.

Странная ситуация вырисовывается со снесенным на Почтовой площади особняком. Весь город доказывает, что это нельзя было делать, что здание было одним из красивейших в Киеве, его многие любили, – достаточно почитать комментарии в интернете на всех сайтах, которые разместили информацию о его сносе. А архитекторы в один голос твердят, что ничего страшного не произошло и будет как в песне Высоцкого: «Ввысь этажей десятки вознесутся – бетон, стекло, металл».

В протоколе заседания градостроительной секции от 10 июня 2010 года, на котором рассматривался проект строительства админздания со снесением существующих строений, указано, что «по теме» выступили:

Алексей Самохин

Юрий Бородкин

Сергей Целовальник (он же был и рецензентом)

Евгений Лишанский, Юрий Тихонович

Сергей Броневицкий (на тот момент главный архитектор столицы).

В результате их выступлений вопрос о сохранении дома уже не стоял, все активно обсуждали, как на том месте будет вырастать бетонно-стеклянный монстр.

Разрешив превратить накануне Нового года флигель по ул. Сагайдачного, 1, в руины, архитекторы оправдываются планами по реконструкции Почтовой.

Кто «замазался», тот «за» снос

Сергей Целовальник, главный архитектор Киева:

Да, я любовался этим домом, когда проезжал по Владимирскому спуску. Я точно знаю, что Юрий Бородкин, а он хороший архитектор, который делает качественные работы, пытался его сохранить. Но давайте вспомним фильм «За двумя зайцами», когда Борисов с друзьями спускается по Владимирской горке и видна линия застройки 1-2-этажными домами.

В 1970-е годы в период градостроительного реформирования Подола – при прокладывании линии метро, реконструкции Почтовой площади и модернизации фуникулера – были снесены 16-18 домов вдоль улицы Сагайдачного, в том числе и главный фасадный дом на ул. Сагайдачного, 1. Такое решение предусматривало «раскрытие» Почтовой площади в сторону Владимирской горки. Этот флигель оставили. Видимо, тогда просто не дотянулся экскаватор. А после снести и все красиво оформить не дошли руки.

Кто ни при чем – тот «против» сноса

Николай Жариков, главный архитектор Киева в 1986-1992 гг.:

Его оставили специально, как красивый дом и памятник старого Киева. Столько лет его защищали, как и фуникулер, чтобы не застраивать, не закрывать, но слишком много людей были заинтересованы в том, чтобы там строить, в том числе и депутаты. Появилась «Ривьера», вторая гостиница, теперь этот центр. Те архитекторы, которые участвуют в таких строительствах, будут доказывать, что так будет лучше, что по-другому нельзя. Не буду называть, они сами себя опорочили. Но любой, кто этим не занимается, никогда не поддержит это самоуправство.

Три инспектора на 5 тысяч памятников

Дом на Сагайдачного уже не вернуть. Но во всей этой истории есть и плюсы. Акция по защите Замка Барона на ул. Ярославов Вал, 1, состоявшаяся в понедельник вечером, заставила пошевелиться Госслужбу по охране культурного наследия.

– Мы каждый день мониторим его состояние, приезжает инспектор и смотрит, – говорит Сергей Кобрин. – Благодаря СМИ мы взяли его под особый контроль. Но у нас три инспектора на 5 тысяч памятников, за всем уследить не можем. Сейчас подготовили списки около 40 памятников архитектуры, которым угрожает разрушение, в КГГА и в прокуратуру.

– Если мне принесут проект по Замку Барона, я его не подпишу, – добавляет Целовальник.

В то же время без ответа остались вопросы, какие конкретные санкции можно применить к собственникам домов, которые доводят дома до разрушения, чтобы с чистой совестью сносить их под «соусом» того, что они не подлежат восстановлению, будь хоть трижды памятниками. В Законе «Об охране культурного наследия» вроде бы и прописаны нормы, что, если в результате деятельности или бездействия владельца памятнику грозит разрушение, его в принудительном порядке можно выкупить или забрать по решению суда. Или принудить владельца провести работы по реставрации.

Но, судя по состоянию киевских зданий, в том числе Замка Барона, дома Сикорского на ул. Ярославов Вал, 15б, доходного дома по ул. Б. Житомирской, 32, еще ни одного хозяина не призвали к ответу, почему на балконах выросли деревья, лепнина рушится, а фасады ободраны. А Минкульт держит в таком секрете реестр памятников архитектуры, словно это код доступа к ядерной кнопке. В открытом доступе его нигде не найти, а это дает широкие возможности для их бесконтрольного уничтожения.

Дом разрушили из-за необходимости укрепить склон

Так ГУ градостроения обосновывает решение о сносе здания. В ответе, который получила «Газета…», сказано: «Флигель не принадлежал к памятникам архитектуры и не представлял исторической ценности. Годами он оставался единственным на нечетной стороне улицы. Обмерочные и проектные чертежи в архивах отсутствуют. Мансардный этаж был достроен в 1996 году, нарушена аутентичность». Кроме того, сложные геологические условия требуют строительства подпорной стенки для укрепления оползневого склона.

Эти мероприятия невозможны без снесения исторического здания, которое и само находилось в аварийном состоянии, – ГУ культурного наследия взяло его на учет в 1996 году как нововыявленный памятник архитектуры, и он находился под охраной, – объясняет начальник отдела охраны памятников ГУ культурного наследия Сергей Кобрин.

– В 1999 году подали документы в Госслужбу по охране культурного наследия, чтобы поставить его на учет, но к тому времени он был надстроен мансардой, потерял аутентичность, и нам отказали.

С такими аргументами можно и Андреевскую церковь снести…

…А что? Стоит творение Растрелли на оползнеопасном холме. По Андреевскому спуску люди ходят. Мало ли что… Как видим, в нашем городе найдут причину, следствие, обоснование, аргументы, нет только виноватых. Был памятник? Оказалось, что не был, и все причастные искренне недоумевают, почему общественность подняла шум.

Тогда скажите, кто-то понес ответственность, когда уничтожали «законные» памятники, те же здания киевского водопровода на ул. Набережно-Крещатицкой, 4-6? Когда согласовывали постройку гостиницы вместо дома Меленского, тоже памятника, на ул. Хоривой, 13/11? Когда рушили башни киевской крепости? Кстати, в свое время Сенной рынок тоже не признали памятником и разрушили.

Джерело: “Газета по-киевски”