Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Будь гордий з того, що Ти є спадкоємцем боротьби
за славу Володимирового тризуба

Богдан Хмельницький

?

2012 г. Битва музеев или Кому Родина – мать?

Комитет защиты Музея пограничников

04 Лют 2012

Похоже, что выстоявшие под напором врага в июне 1941 года пограничники, сегодня могут без боя оставить свои позиции. Нет, уважаемый читатель, речь идет не о пограничных заставах и отрядах, которые несут свою нелегкую и порой опасную службу, они по прежнему остаются на своих рубежах. Под угрозой ликвидации оказалась сама память о пограничниках, которые стояли на смерть в годы Великой Отечественной войны, выполняли свой долг в Афганистане и служили верой и правдой, охраняя рубежи Советского Союза, а теперь независимой Украины.

30 января сего года Киевский хозяйственный суд официально объявил о закрытии Центрального музея Государственной пограничной службы Украины. Похоже, пограничников очередной раз предали. Первый раз это произошло в том далеком и трагичном 41-м, когда заставы на западных рубежах в буквальном смысле были брошены на заклание врагу, а официальные историки уже в послевоенное время оправдывая преступление политической и военной верхушки СССР, назвали это предательство подвигом. Второй раз уже в наши дни, причем здесь и подвигом не надо было ничего объявлять.

Все просто и банально – срок аренды помещений, где шестнадцать лет бессменно находился музей пограничников, просто истек. А в продолжении этой самой аренды зеленым фуражкам отказал нынешний генеральный директор и бывший зам по хозяйству Мемориального комплекса «Национального музея истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» Иван Ковальчук.

Чем же впал в немилость музей пограничников, который, открыл свои двери для первых посетителям еще в 1994 году? Руководство Музея истории ВОВ объясняет свои действия необходимостью использования помещений Музея пограничников для хранения, оказавшихся под угрозой фондов мемориального комплекса. Но это так сказать верхушка айсберга или официальная версия Ивана Ковальчука.

Потрясая актами и фото обследования помещений, где экспертами зафиксированы катастрофические влияния влаги на фонды музея, гендиректор Ковальчук ратуя за сбережения бесценных экспонатов не мудрствуя лукаво одновременно сдает в аренду площади возглавляемого им музея нескольким коммерческим структурам, где запросто можно было разместить те же экспонаты, которым угрожают грибок и прочая плесень.

Еще одно, по словам самого генерального директора Мемориального комплекса «Национального музея истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в таком плачевном состоянии фондохранилища с 1993 года, то бишь, в бытность, когда, он исполнял должность заместителя генерального директора по хозяйственной части музея, и в обязанности которого входило локализация всех этих угроз.

Но положение с фондохранилищами зама по хозяйству, а затем и гендиректора тогда сильно еще не беспокоили, зато за время его «хозяйствования» было проведено несколько косметических ремонтов административного помещения, где находится дирекция Мемориального комплекса «Национального музея истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Как бы там ни было, но в договоре о продлении пограничникам было отказано и предложено в кратчайшие сроки искать новое помещение. В результате передислокации, которая может закончится просто демонтажем уникальных композиционных конструкций, отображающих не только историю пограничной службы, но и государства, которому служили пограничники, музей просто перестанет существовать и навсегда исчезнет из исторической памяти.

Не стоит, наверное, забывать, что музей это еще и люди. Благодаря энергичным действиям коллектива пограничного музея в независимой Украине в 2006 году возле районного центра Новоархангельск, что на Кировоградщине, был открыт пограничный пантеон, где каждый год проходят перезахоронение пограничников, сложивших свои головы во время Великой Отечественной войны.

Сотрудники музея всегда готовы подать руку помощи поисковикам. Яркий тому пример последние масштабные работы по установлению личностей погибших в 1941 году пограничников Западного округа, которые были расстреляны под Борисполем. Тогда, напомню читателям, были подняты и эксгумированы останки 493 человек. Работа параллельно велась и в поле и в архиве в том числе и в фондах пограничного музея.

В результате работ поисковики Всеукраинской общественной организации «Закончим войну» и сотрудники пограничного музея вернули из небытия начальника 20-го Славутского Краснознаменного пограничного полка майора Фрола Тихоновича Любченко, а также еще нескольких пограничников этой же части. География поисковых работ сотрудников Центрального музея Госпогранслужбы Украины довольно обширна. На счету небольшого коллектива музея (всего три научных сотрудника) несколько написанных и изданных книг, посвященных Великой Отечественной войне, несколько десятков выездных уроков мужества и пр.

Решение Ивана Ковальчука не продлевать договор об аренде в буквальном смысле повергло многих известных в состояния шока.

Так, поисковик Всеукраинской общественной организации «Закончим войну» Виктор Потапенко сказал: «Для нас эта новость не только неприятна, но и очень болезненна. Ведь история отношений наших поисковиков и сотрудников пограничного музея уже подбирается к десятилетнему юбилею. За это время было проведено несколько совместных акций по перезахоронению, как неизвестных героев, так и воинов, личности которых удалось установить совместными усилиями.

Кроме этого пограничный музей один из немногих музеев, где экспонаты, переданные нами, сразу же занимают почетное место. А, постоянно обновляемая экспозиция музея, может служить примером для подражания другим музейным учреждениям страны. Надеюсь, что справедливость все же восторжествует и музей пограничников останется на прежнем месте, радуя посетителей своими уникальными экспонатами».

Необходимо сказать, что изменить ситуацию не смог и Комитет спасения музея. В его защиту выступили многие заслуженные и уважаемые люди. Среди них ветераны Великой Отечественной войны – кавалер четырех медалей «За отвагу» Павел Наумов и кавалер пяти медалей «За отвагу» Алексей Бубликов, Герои Советского Союза Владимир Полупанов и Борис Кошечкин, Герой Советского Союза ветеран Афганистана Виктор Капшук. Увы, ни письмо танкиста Бориса Кошечкина на имя президента, ни коллективные обращения в Кабинет министров и СНБО результатов не принесли.

Вот, как прокомментировали ситуацию сложившуюся вокруг пограничного музея кавалер пяти медалей «За отвагу» Алексей Васильевич Бубликов: «Самое страшное – дожить до того момента, когда память погибших товарищей ничего не значит. Особенно в тех случаях, когда об этом забывают те, кто обязан ее беречь. Почему в России есть Музей погранвойск, и очень большой, а у нас его закрывают? Почему это делают не враги, а директор музея Отечественной войны? Если хотят его куда-то перенести, то почему сначала не выделили подходящее место?

Маршал Жуков как-то сказал: «Если есть боги – то это пограничники!» А кто для нас пограничники? Я считаю ситуацию вокруг нашего Музея погранвойск позором для страны! Не только мне, думаю, будет стыдно перед моими братьями по оружию в России, Белоруссии и других республиках за то, что мы не уберегли память о тех, кто первым встретил врагов в 41-м году. Если не мы, не наши дети и внуки, то кто же будет о них помнить? Я прошу Вас! Не дайте уничтожить чиновникам память!

Музей погранвойск должен быть на месте, его должны видеть люди, идущие в Музей Отечественной войны». Ему вторит его коллега кавалер четырех медалей «За отвагу» Павел Маркович Наумов: «Сам музей Пограничников очень интересный, содержательный, рассказывает о мужестве и стойкости воинов в зеленых фуражках, которые первыми приняли на себя удар врага в далеком 1941 году. Музею, посвященному людям, встретившим войну, нет места на священных Киевских холмах!?

Директор музея Великой Отечественной войны тов. Ковальчук И. П. решил отказать пограничникам и забрать у них помещение для музея, якобы для своих фондов, но в этом же помещении находятся какие-то кафе, рестораны и т.п. организации. Необходимо обратить внимание и принять необходимые меры для сохранения музея пограничников, потому как скоро совсем не останется мест, куда можно приходить с детьми, внуками, боевыми товарищами, чтобы отдать память и дань защитникам границ».

На защиту музея стали и Герои Советского Союза. Так по поводу попыток выселить пограничный музей высказался Герой Советского Союза Борис Кузьмич Кошечкин: «Пограничный музей есть как бы логическим началом музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., потому что именно пограничники, ценой своих жизней, первыми стали на защиту рубежей своей Родины в июне 1941 года. Ни один пограничник не сдался в плен, ни одна пограничная застава не была отдана врагу, пока был жив хоть один пограничник.

А сейчас музей, отображающий развитие, становление, деятельность и славное боевое прошлое пограничных войск хотят уничтожить. И кто? Ответ более чем странен – генеральный директор Мемориального комплекса «Национальный музей истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», который не хочет, чтобы на его территории располагался музей пограничников. Здесь может находиться какая-то юридическая контора и еще кто-то, но только не пограничный музей!»

А вот что сказал Герой Советского Союза Владимир Константинович Полупанов: «Від товаришів-ветеранів я дізнався про ганебну подію, яка може відбутися у Києві – закритті Центрального музею Державної прикордонної служби України. Цей унікальний музей знаходиться на особливому місці, він як би символічно відкриває, починає Меморіальний комплекс «Національний музей історії Великої Вітчизняної війни 1941-1945 рр.». Бо війна почалася з кордону і саме воїни в зелених кашкетах стали першими захисниками Вітчизни.

«Як леви бились радянські прикордонники, прийнявши на себе перший несподіваний удар підлого ворога… Вони бились врукопашну і тільки через їх мертві тіла ворог міг просунутись на крок вперед», – писала газета «Правда» 24 червня 1941 року. А сьогодні, у 2012 році їх не просто забули, хочуть ще й знищити пам’ять про них, виселивши музей прикордонників. Виникає логічне питання – кому це потрібно? Кому це вигідно? Вочевидь, що не ветеранам, школярам, прикордонникам, пересічним громадянам, киянам та гостям міста!»

Как бы там ни было, но в деле с выселением пограничного музея точку может поставить только суд, на решение которого, пограничникам и остается уповать. Но, тем не менее, факт остается фактом, что отношение к музеям в независимой Украине тяжело назвать радужным. Вот уже который год в Украинском доме пылятся в ящиках экспонаты выселенного из помещения Музея истории Киева (бывший Кловский дворец на Печерске), где теперь расположился Верховный суд Украины.

На очереди музей пограничников.