Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Про справу не говори з тим, з ким можна, а з ким треба

Богдан Хмельницький

?

2009 г. Пещерные города. часть 4. Эски-Кермен

Андрей Найдек (dinaitour)

8 Апр, 2009 at 11:29 AM

Если бы у нас был вертолёт, то из Мангупа в Эски-Кермен мы добрались бы за пару минут – между ними по прямой не больше 5 километров. Но у нас есть только старенький автомобиль, а короткой дороги между этими двумя пещерными городами нет. Поэтому нам нужно вернуться в село Красный мак, но по дороге мы не можем не остановиться в поселке Залесное на ослиной ферме. Здесь содержится более полусотни осликов, на которых катаются по горным тропинкам.

А кто не хочет кататься, может провести время в ресторане под фруктовыми деревьями. Как сообщала пресса, в начале апреля здесь даже открыли первый в Украине музей, посвященный ослу. Прямо у дороги стоит памятник этому помощнику человека, выполненный «в золоте». Осел широко улыбается. Ещё бы, ведь у него в руках (нет – ногах, нет – копытах…) кувшин с ароматным домашним вином.

Над Залесным, как и над Бахчисараем, нависают разноформенные каменный сфинксы.

Взглянув на добродушные морды ослов… доезжаем до Красного мака (эта местность называется Каралезская долина) и на перекрёстке поворачиваем налево (если же ехать из Бахчисарая – то направо), подъезжаем к горе с ещё одними каменными изголовьями… и едем направо, объезжая гору. Далее, перед Холмовкой берём левее и попадаем к цели.

Вот и Эски-Кермен.

И что, на этом камне жили люди? И мы на него полезем?

Именно так. Люди на этом плато жили, как и в других крупных пещерных городах, начиная с VI столетия, т.е. когда в этом районе была построена цепь горных крепостей для защиты византийского Херсонеса от крымских кочевников. Но в отличие от других пещерных городов, жизнь в Эски-Кермене прекратилась очень давно – уже в XIII-XIV веках после сильного пожара здесь наступило запустение.

Эски-Керменское плато имеет вид треугольника, сильно вытянутого и поэтому очень узкого. Такую форму ещё сравнивают с веретеном. С севера на юг плато имеет длину в 1 километр, а его максимальная ширина всего 170 метров. Западная стена – обрывистая, восточная – более пологая и имеет несколько тропинок для подъема.

Мы подъехали к Эски-Кермену с севера, перед нами самая узкая часть плато. А центральный въезд в город был с южной стороны – туда мы в конце концов и придем.

Поприветствовав пасущихся у дороги вьетнамских свинок…,…заплатив за вход, мы сразу идём на подъём, свернув по тропинке направо. Идти, скорее, карабкаться по камням, приходится недолго – минут 10, и мы уже попали в некий каменный туннель.

Поднимаемся по ступенькам и оказываемся на самом верху Эски-Кермена.

Вау, какой вид! Справа – соседняя гора с выветренными, будто аккуратно вырезанными, гротами.

А прямо – нагромождение огромных валунов. Внизу видна дорога, по которой мы приехали, а левее – Девичья башня. Это остатки бывшего средневекового замка Кыз-Куле, резиденции местного феодала. Кажется, что башня расположена на соседнем камне. На самом же деле, Эски-Кермен и мыс Топшан, на котором стоит башня, разделяет широкая балка.

Место, куда мы забрались, называется Северный дозорный комплекс. Здесь люди постоянно не жили, здесь располагалась охрана. Скалы соединялись между собой деревянными мостиками, выемки от которых и сейчас ясно выделяются в камнях.

Ну что ж, с крайней точки города движемся вглубь Эски-Кермена, т.е. на юг. Пройдя обратно через каменный туннель, идём вдоль восточного склона плато. Поскольку именно с востока приходила беда в виде кочевых племён, и по этой, более пологой, стене возможно проникновение врагов в город, поэтому скалы здесь сплошь усеяны рукотворными пещерами.

Вдоль расщелин в камнях, с обеих сторон, и выше и ниже, в пещерах сидели стражники, охранявшие подходы к родному городу.

Конечно, в спокойное время пещеры могли использоваться и для хозяйственных нужд: для хранения зерна, вина, различной утвари. Но основное их назначение – конечно, оборона дорог, поднимающихся на плато.

Всего в Эски-Кермене более 300 искусственных пещер.

Тут же, на восточной стороне есть осадный колодец, ведущий к основанию горы, в пещеру с источником воды. Ясно, что колодец был построен одновременно с крепостью. Но позже (точно неизвестно) стена в районе забора воды была разрушена, и колодец стал легко доступным снизу. В первую очередь, для осаждающего Эски-Кермен неприятеля. Спускаться в колодец без специального оборудования не рекомендуется, поскольку его ступени уже сильно стерты.

Если же отойти от восточного края к центру городища, то мы начнём встречать остатки жилых домов.

(Нет, в этих землянках люди не жили. Они предпочитали нормальные деревянно-каменные дома, двухэтажные и даже с балконами. А это – подвалы их домов.)

На территории Эски-Кермена раскопана довольно большая городская площадь с остатками десятка усадеб. Можно увидеть, где были зерновые ямы, где хранилось вино в амфорах, где были бассейны для сбора воды.

А вот базилика здесь сохранилась в худшем виде, чем в Мангуп-Кале. Да и как ей сохраниться, когда с каждым годом её становится всё меньше и меньше – древние камни разбираются то ли на сувениры, то ли на хозяйственные нужды.

Как и в других пещерных городах, в Эски-Кермене было много христианских храмов. Вот на стене одной из пещер едва просматриваются фрески. Это – росписи XII или XIII столетий, посвященные Успению Богородицы. Ещё 80 лет назад, когда проводились исследования этих фресок, были видны различные сюжеты на значительно большей площади стен.

Недалеко от главного входа в город, в скалах создан большой храмовый комплекс, известный под названием «Судилище». Здесь есть и алтарь, и купель для крещения младенцев, и скамьи для священнослужителей.

Храм имеет несколько колонн, которые, однако, не несут конструктивной нагрузки, а добавлены для разделения помещения на несколько частей.

А вот выступающая колонна, вообще, была установлена в «наше время» при съемках какого-то фильма – да так и прижилась здесь. С обратной стороны этой колонны есть прорванное отверстие диаметром сантиметров 30, сквозь которое видна обычная ткань, облепленная глиной.

Вот ещё одно нависшее над пропастью помещение, которое, по-видимому, тоже имело культовое назначение.

Так постепенно, пещера за пещерой, мы и подошли к самой южной точке плато и главному въезду в Эски-Кермен. Сразу выйдем за ворота, чтобы посмотреть на город глазами прибывшего купца, воина или простого странника. Со всех стен смотрят бойницы защитников города. Дорога поднимается слева, а перед самым въездом делает разворот на 180 градусов.

Вдоль каменного туннеля, по которому приходилось двигаться гостям, располагалось трое ворот: в самом начале, в середине туннеля и перед въездной площадью.

(А здесь, если присмотреться, на стенке одной из пещер видны морские ракушки. Оказывается, эти монументальные скалы когда-то были дном океана!)

Недалеко от въезда в город есть дорожка вдоль восточного склона, ведущая вниз. По ней мы и отправились в обратный путь. Пройдя метров 100, прямо на тропинке увидели отдельно стоящую скалу, перед ней крест, а в скале – вырубленный храм.

Вход в пещерный храм сейчас закрыт решеткой (и правильно). Внутри мы разглядели настенные фрески (предполагается, что конца XIII века), изображающие святых верхом на конях. Эта церковь так и называется: «Храм трёх всадников».

Спуск к подножию Эски-Кермена занял считанные минуты. Солнце садилось всё ниже. Пока мы возвращались к стоянке, где оставили машину, нас провожал внимательным взглядом слон с соседней горы. Наверное, он – хозяин этой долины.

Уставшие, но довольные собой, мы вернулись в Бахчисарай. После покорения двух пещерных городов хотелось просто посидеть. Что мы и сделали в ресторане «Пушкин». Холодное шампанское оказалось очень кстати…