Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Змагатимеш до посилення сили, слави, багатства і простору
Української держави

Богдан Хмельницький

?

1986 г. Памятники градостроительства и архитектуры

БОРИСОГЛЕБСКИЙ СОБОР, 1120-1123 гг. Расположен на территории древнего детинца, на месте княжеского терема начала XI в. Главное сооружение ансамбля Борисоглебского монастыря. Композиция объемов и пространственное решение близко Кирилловской церкви в г. Киеве. Первоначально с трех сторон храма были галереи, от которых сохранились нижние части стен и фундаменты. В восточной части галерей были однокамерные одноапсидные часовни. Много раз перестраивался, особенно значительными были разрушения и переделки в 20-х годах XVII в., когда собор был приспособлен польской шляхтой под доминиканский костел и оставался таким до освободительной войны под руководством Б. Хмельницкого. В конце XVII ст. к западному фасаду сооружения пристраивается восьмигранный в плане притвор, перестраиваются завершения собора. Архитектура собора приобретает барочный характер. Значительными были перестройки 1857 г„ когда собор был расширен на восток, за счет устройства новой апсиды для алтарной части и еще раз изменяется форма завершений. Во время Великой Отечественной войны сгорел и частично разрушен. В конце 40-х – 50-х годов XX в. исследован и реставрирован, все наслоения XVII-XIX вв. сняты. Сооружение выполнено в формах древнерусской архитектуры XII в., в деталях заметно влияние романского стиля. Сооружение из древнерусского кирпича. При восстановлении использованы современный кирпич, железобетон (имитация шиферных плит ограждения хоров, имитация деревянных оконниц), применено оргстекло (имитация известняка на капителях фасадных полуколонн), современные керамические поливные плитки пола – подражание первоначальным. По типу это – шестистолпное крестово-купольное сооружение, одноглавое, с тремя полукруглыми апсидами (18,25х27 м, высота до зенита купола 25 м ). Фасады членены полуколоннами с резными капителями, углы подчеркнуты лопатками. Под карнизом апсид, в уровне пят закомар – аркатурный фриз. Аналогичный фриз с зубчатым поребриком над ним завершает барабан главы, декорированный полуколонками, поставленными в простенках. Пояс небольших арочных ниш с одноуступчатым обрамлением расположен в верхней части стен, под фризом. Порталы – перспективные арочные двухуступчатые. Дверные проемы – прямоугольные, перемычки – горизонтальные из дубовых брусьев, над ними глухие тимпаны порталов. Шесть опорных столбов несут систему перекрытий – купол и своды (в том числе крестовые полуциркульные). Пространственная структура характерна для XII в. (отсутствует нартекс с крещальней). В северной и южной стенах по три аркасолии. Аркасолии были также в стенах галерей. Подкупольное пространство хорошо освещено 10 окнами и доминирует в интерьере. На П-образные в плане хоры ведет лестница в толще стены. Сохранились фрагменты древнего мозаичного пола. Памятник реставрирован на XII в. Работы проводились с 1952 г.

С 1972 г. начал функционировать как музей. [Памятники градостроительства и архитектуры УССР. – К.: Будівельник, 1986 г., т. 4, с. 262-263].