Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Будь гордий з того, що Ти є спадкоємцем боротьби
за славу Володимирового тризуба

Богдан Хмельницький

?

1983 г. Памятники градостроительства и архитектуры

1983 г. Памятники градостроительства и…

1 – главный вход;

2 – ротонда;

3 – колонна Печали;

4 – источник Лев;

5 – Китайский мостик;

6 – колоннада Эхо;

7 – экономический корпус;

8 – Дединец;

9 – танцевальный павильон (фундамент);

10 – руины.

Генеральний план [Памятники градостроительства и архитектуры УССР. – К.: Будівельник, 1983 г., т. 1, с. 123]

«АЛЕКСАНДРИЯ», ПАРК И ПАРКОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ, 1793 г. – XIX в. Расположен на юго-западной окраине Белой Церкви между Сквирской дорогой и р. Рось.

В литературе распространено мнение, что автором генплана был архитектор француз Мюффо. По свидетельству архивных документов за 1807 г. с 1796 г. у Браницких работали итальянский архитектор Д. Ботани и садовник А. Станге из Львова. Позднее работами в парке руководили садовники Бартецкий и Витт, а с 1815 г. в течение полувека – садовник А. Энс. «Александрия» – образец пейзажного парка, его композиционная структура обусловлена природными условиями вытянутого вдоль реки участка, заросшего дубовой рощей и перерезанного балками с родниками. Территория парка с примыкающей к нему прибрежной частью составляет 201,48 га. Планировочное ядро «Александрии» – центральная часть парка с Большой и Малой полянами. Здесь самая густая сеть аллей и дорожек, наиболее разнообразные пейзажи, сконцентрированы основные архитектурные сооружения и декоративная скульптура, экзотические породы деревьев. Основу растительности составляют местные породы – дуб, клен, сосна, тополь, черемуха, дополненные 600 видами и формами экзотических деревьев и кустарников. Строительным ядром, с которого началась организация ансамбля, стал Дединец, расположенный на возвышенном участке между Восточной и Средней балками. Ему подчинена аллейно-дорожная сеть и ландшафтные композиции. Здесь сходятся девять аллей, соединяющих ландшафтные секторы: главный вход, Клины, Большая и Малая поляны, экономический двор, сад «Муры», Дубрава. В каждом планировочном участке, кроме иррегулярной сети, проложена прямолинейная дорога для деловой связи с архитектурным центром, но ни одна из них не ориентирована по оси дворца. В комплекс Дединца входили дворец, танцевальный павильон и флигели для гостей. От них уцелели лишь фундаменты, подвалы и кое-где цоколи.

В 1829 г. к востоку от дворца в честь русско-болгарской дружбы поставлена композиция Варна, замыкающая Главную аллею. Это небольшой, окруженный рвом островок с двумя обломками скалы, стянутыми обручем. В образованной между ними нише стояла бронзовая скульптура женщины с кувшином (скульптура утрачена).

Широкая главная аллея соединяет Дединец с главным входом, а расположенная влево от него Новая аллея – с павильоном Ротонда, композицией Руины и восточной системой прудов. На пересечении Сосновой, Березовой и аллеи Любви установлена колонна Печали. Система прудов Средней балки примыкает к Большой поляне. Здесь устроен Арочный мостик, соединяющий искусственный остров с аллеей, ведущей к Китайскому мостику. В западной части Большой поляны находится колоннада Эхо.

Рядом с Дединцем находятся Клины – естественное урочище, охватывающее северо-восточную часть парка. Участок Новопарк занимает восточный край Клинов. Западная часть «Александрии» благоустраивается лишь в 60-х годах XIX в. В это время определяется охотничий профиль территории, за балкой строятся охотничий павильон (не сохранился), зверинец, фазанник, на старой плотине – водяная мельница (не сохранилась). В долине реки размещаются рыбные пруды. В настоящее время западная зона является наименее упорядоченной частью парка. Здесь сохранились фрагменты не связанных между собой древесных ландшафтных композиций. В планировочную композицию этой зоны входит Западная балка, включенная в новую экспозицию парка. На Старом диком пруду устроен каскад из трех прудов – Потерчата, Русалка, Водяной, на плотине восстанавливается водяная мельница.

Парк «Александрия», как большинство ландшафтных парков, не был огражден. Его границы обведены рвом, на котором поставлены ворота главного входа. В конце XIX-начале XX вв. парк приходит в упадок, в 1918-1920 гг. разрушен ансамбль Дединца.

В мае 1922 г. парк «Александрия» объявлен государственным заповедником и принимаются меры к сохранению и восстановлению этого ценного памятника садово-паркового искусства.

Большой ущерб нанесен парку в годы временной оккупации немецко-фашистскими захватчиками. В послевоенные годы ведется его восстановление. В 1946 г. парк передан в ведение АН УССР. Проведены работы по расчистке и упорядочению территории, в 1955-1957 гг. разработан проект реставрации ансамбля, предусматривающий два этапа: первый – реставрация уцелевших архитектурных сооружений; второй – окончательное оформление парка.

Первый этап работ завершен к 1967 г. Восстановлено большинство парковых сооружений – главный вход, Ротонда, колонна Печали, Арочный и Китайский мостики, колоннада Эхо.

Построены новые объекты – комплекс источника Лев, Круглая беседка, оранжерея. Значительную роль в создании ансамбля парка “Александрия” играют искусно сочетающиеся с пейзажными композициями парковые сооружения.

К наиболее ранним из уцелевших сооружений можно отнести Главный вход и Ротонду. Возможно, их автором был Д. Ботани.

В разное время в парке «Александрия» побывали многие известные поэты, писатели, государственные деятели. Мемориальные доски на фасаде административного корпуса напоминают о посещении парка в 1813 г. Г.Р. Державиным, в 1821 г. – А.С. Пушкиным, в 1824 г. – декабристами П.И. Постелем, С.И. Муравьевым-Апостолом, М.П. Бестужевым-Рюминым, в 1845 и 1847 гг. – Т.Г. Шевченко. В настоящее время парк «Александрия» является Государственным дендрологическим заповедником АН УССР.

«Александрия» является одним из выдающихся ансамблей садово-паркового искусства конца XVIII – первой половины XIX вв., имевших большое значение в развитии пейзажного паркостроения в России, на Украине и в Белорусии. [Памятники градостроительства и архитектуры УССР. – К.: Будівельник, 1983 г., т. 1, с. 122 – 126].